Посредничеством в привлечении кредитов сейчас никого не удивишь. Но только если речь идет о займах физическим лицам. Кредитных брокеров, работающих с юридическими лицами, в России пока считаные единицы. Один из них - компания AC Capital, созданная два года назад бывшим вице-президентом Mirax Group Алексеем Линьковым. Посреднический бизнес в AC Capital развивает ее второй совладелец - Алексей Цветков, экс-топ-менеджер девелоперской Группы ПИК.
Своей карьерой Цветков обязан ипотечному рынку. Еще в середине 1990-х годов, когда в стране не существовало закона об ипотеке, он уже учился оформлять квазиипотечные схемы. Банк «Нефтяной», где работал Алексей, выдавал тогда кредиты на покупку жилья по цене 29-35% годовых (квартиры оформлялись на дочернюю структуру банка, заемщики жили в них по договору аренды с правом выкупа квадратных метров). После стажировки в ипотечном банке в США Цветкову довелось участвовать в разработке ипотечных стандартов для программ московского правительства. А когда в России начал развиваться рынок ипотечных услуг, он решил специализироваться на привлечении средств. Ведь для того, чтобы ипотечные деньги раздавать, сначала надо их где-то взять.
С 1999-го и до апреля 2009 года Цветков возглавлял департамент привлечения денежных средств в Группе ПИК. Деньги требовались не только на строящиеся дома, но и на покупку непрофильных активов — например, 49% акций авиакомпании «Аэрофлот-Дон» или песочного карьера в Карелии. Алексей учился разговаривать с маститыми финансистами на одном языке, и, по его признанию, это было невероятно сложно. Первый кредит, который получила ПИК с рынка — 100 млн рублей от «Еврофинанс Моснарбанка». На момент же ухода Цветкова из ПИК кредитный портфель группы составлял $1,5 млрд.
В Группе ПИК, когда разразился кризис, Алексей Цветков освоил новую специальность — специалиста по реструктуризации задолженности юрлица. Тогда переговоры с банкирами о пролонгации кредитов были тяжелой психологической нагрузкой, зато теперь он спокойно предлагает услугу реструктуризации собственным клиентам.
Сегодня Цветков — совладелец компании AC Capital, которая помогает получать банковские кредиты малому и среднему бизнесу. Его потенциальная клиентура — компании, нуждающиеся в привлечении от $10 млн до $30 млн. На получение кредита уходит от трех недель до трех месяцев. «Наш бизнес — это наши головы и наши связи, — рассказывает Цветков. — И с нашей стороны было бы безрассудно гарантировать клиентам привлечение на 100%». Сначала в AC Capital изучают финансовое состояние потенциального клиента, затем проводят переговоры с банкирами и только потом подписывают мандат с клиентом.
За посредничество AC Capital берет комиссию, которая зависит не только от суммы кредита, но и от вида деятельности компании. В среднем комиссия составляет 2% от суммы сделки, но бывает и 0,5%, и даже 5%, если сделка сложно структурированная. Более точные расценки Цветков не называет. При этом говорит, что на комиссию от одной сделки можно содержать офис с 10 сотрудниками AC Capital в течение года.
До сих пор посреднические услуги были наиболее популярны в кредитовании населения. До кризиса, например, на этом рынке действовало более 2000 компаний (в России деятельность кредитных брокеров не лицензируется, поэтому судить об объемах рынка можно лишь по экспертным оценкам и данным самих компаний). Правда, в прошлом году объемы их деятельности снизились, по разным оценкам, на 60-90%.
Оценить объем рынка посреднических услуг для юрлиц еще сложнее. По словам самого Цветкова, в России насчитывается лишь несколько компаний, подобных AC Capital, но поле для их деятельности стало обширным именно сейчас. Кредитование малого и среднего бизнеса с лета прошлого года начало пусть медленно, но расти. По данным Национального партнерства участников микрофинансового рынка, если на 1 июня 2009 года объем кредитного портфеля субъектам малого и среднего предпринимательства составлял 2,48 млрд рублей, то на 1 августа — уже 2,54 млрд рублей.
У Цветкова есть все основания рассуждать о росте своего бизнеса в ближайший год. Услуги AC Capital оказались востребованными и среди крупных компаний. «В кризисный год большинство компаний сократили высококвалифицированных (то есть высокооплачиваемых) финансистов, которые занимались привлечением денег, — поясняет он. — А средний менеджмент не владеет связями с банкирами, которые были и есть у меня».