К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

6 видов коррупции в России

фото Diomedia
фото Diomedia
Исследователи из INSEAD и Лондонского университетского колледжа классифицировали типы взяток. А заодно и методы борьбы с ними

Практики коррупционных взаимоотношений бизнеса и власти в России, а также формы оплаты на «теневом рынке госуслуг» изменились в последние годы, следует из доклада «Бизнес в России: Неформальные практики и антикоррупционные стратегии» (есть в распоряжении Forbes). Исследование проведено преподавателем политических и социальных наук Школы славянских и восточноевропейских исследований Лондонского университетского колледжа Аленой Ледневой и профессором предпринимательского лидерства бизнес-школы INSEAD Станиславом Шекшней. В рамках работы исследователи опросили руководителей 110 российских и зарубежных компаний, работающих в разных регионах России. Целью исследования было выявление и типология «неформальных коррупционных практик» в отношениях бизнеса и различных органов российской власти, говорят авторы.

Существующие в России коррупционные схемы исследователи разделили на следующие типы: «динозавры», «хищники», «черный нал», «грызуны», «крючки» и «пингвины».

К «динозаврам» (то есть коррупционным практикам, постепенно уходящим в прошлое) исследователи отнесли: получение комиссионных или других материальных выгод от кандидатов на работу, сдачу в аренду производственных и корпоративных офисных площадей или оборудования  в личных целях, выплату завышенного вознаграждения «нужным» членам cовета директоров.

 

«Хищники» — коррупционные схемы, основанные на вымогании денег у бизнеса органами государственного контроля. Как показал опрос, такая схема по-прежнему активно используется. Руководители признались исследователям, что они добровольно или в результате вымогательства платят таможенной службе, пожарной инспекции, правоохранительным органам. 13 опрошенных руководителей сообщили, что сами систематически предлагают оплатить услуги представителей региональных контролирующих органов, для 7 опрошенных такая практика стала систематической. И только у 5 топ-менеджеров взятки вымогаются. «В России невозможно иначе, — трактует этот вывод глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Даже западные компании, например, на таможне сами платят взятку, чтобы их товар не стоял на границе две недели».

«Черный нал». Анализ этой практики привел авторов к другому интересному выводу: форма коррупционной оплаты, принятая в прошлом в виде конвертов с кэшем, уступает свои позиции новым схемам, например получению доли в бизнесе.

 

«Нал», по данным опроса, 21 руководитель иногда использует для оплаты публикаций в СМИ. 13 руководителей иногда платят таким способом за услуги представителей региональных исполнительных властей (поездки за рубеж, лечение и т. д.), а пятеро систематически оплачивают таким образом нужные для них судебные решения.

Тип «Грызуны» остается актуальной коррупционной практикой в бизнесе: это использование ресурсов компании для личного обогащения. Как следует из доклада,19 топ-менеджеров подтвердили, что сотрудники региональных подразделений компаний иногда получают комиссионные или дорогие подарки от поставщиков или покупателей. А 18 опрошенных признались, что руководители региональных подразделений тратят средства компании на покупки дорогих автомобилей, организацию своих поездок и так далее.

«Пингвины» — характерный для России тип коррупции. Так именуются случаи использования в коррупционных целях дружбы и прочих личных отношений. Практика найма родственников, использование поставщиков, находящихся в дружественных отношениях с руководством, говорится в исследовании, часто даже не воспринимается как коррупционная схема самими руководителями.

 

Схема «крючки» также не воспринимается многими опрошенными руководителями как коррупционная практика — речь об использовании в своих интересах рычагов воздействия на сотрудников, партнеров и ответственных лиц через сбор конфиденциальной  и компрометирующей информации.

Данные, полученные в результате исследования, также позволили выделить антикоррупционные стратегии, которые используют руководители компаний. Как выяснилось, для борьбы с коррупцией руководители компаний могут пользоваться методами, очень похожими на те, что применяют сами коррупционеры: создание сети неформальных контактов для давления на чиновников и понуждения их к применению законов, сбор компромата на коррумпированных, и т. д. Однако в последнее время, говорится в исследовании, топ-менеджеры стали обращать внимание на климат внутри своих организаций: развивать корпоративный аудит для выявления внутренних нарушений и службу безопасности для пресечения воровства внутри компании, создавать подробные правила работы с контрагентами. «Когда компания ставит себе целью не работать по коррупционной схеме, то ее контрагентам приходится работать по таким же правилам», — говорит Кабанов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+