Утром в среду, 14 июля, кафе «Домино» на проспекте Революции в самом центре Воронежа оцепила милиция. В сопровождении двух десятков ОМОНовцев и судебных приставов к строениям самого известного в городе ресторана подъехала строительная техника. Правда, начали не строить, а ломать. Два здания были снесены меньше чем за полдня. Именно в это кафе зимним вечером 2008 года Дмитрий Медведев во время визита в Воронеж заходил попить чая с медом. Красивое здание, не раз изображавшееся на открытках с изображением города, привлекло внимание будущего президента.
Знаменитое в советские годы кафе «Лира» Людмила Максимочкина выкупила 13 лет назад. Восстановив его популярность и взяв участок под домом в аренду на 49 лет, предпринимательница решила расширяться. На работу над эскизным проектом пригласили дизайнера из Израиля и не прогадали — проект не только был утвержден городскими властями, но и вошел в десятку лучших проектов по благоустройству центра. В центре строиться нелегко, поэтому пришлось укрепить теплотрассу, заново проложив коммуникации, — только на это у Максимочкиной ушло больше 2 млн рублей. «Мы согласовали с экологией, с санэпидстанцией, получили ордер на ограждение, заключили договор подряда. Был разработан строительный паспорт, весь пакет документов ушел в архитектурное управление города». Пока документы согласовывались в управлении, чиновники скомандовали быстрее строиться, чтобы успеть «навести красоту» в центре ко Дню города. Максимочкина вложила в стройку 15 млн рублей. Однако после того как здания уже были построены, в области сменился губернатор. Алексей Гордеев привел с собой нового начальника департамента имущественных отношений, бывшего руководителя правового департамента Министерства сельского хозяйства Максима Увайдова. Летом губернатор Гордеев высказал свое недовольство главным архитектором Воронежа Анатолием Бородецким, и тот был уволен. На его место пришел 32-летний Антон Шевелев, окончивший в 2000-м Воронежскую архитектурно-строительную академию. Постройки ресторана, который так и не успел получить разрешительную документацию, признали незаконными, и ими занялась прокуратура.
Главная беда Максимочкиной — ее сосед. Воронежский «Домостроительный комбинат» строит торговый центр буквально в десятке метров от ресторана. По словам Максимочкиной, ей давно анонимно угрожали, что ресторан снесут. На сайте строителей вместо строки «руководство» есть лишь строка «депутаты». Сергей Лукин — председатель комитета областной Думы, отвечающего за стройкомплекс, — возглавляет совет директоров, а гендиректор Александр Трубецкой отвечает за муниципальную собственность в городской Думе. Два его заместителя в компании — тоже депутаты городской Думы.
До поры до времени рестораторов выживали старыми способами 1990-х — анонимками и поджогами. На это жаловалась Максимочкина своему высокопоставленному гостю два с половиной года назад. Медведев обещал разобраться, но с тех пор оппонентам рестораторши удалось снести декоративную стену кафе, которая формально находилась на участке, принадлежащем строительной компании. Когда менеджер кафе попытался лично остановить гул отбойных молотков и забрался на стену, его скрутили около десятка сотрудников ЧОП и, переусердствовав, сломали ему ребро.
Три дня назад Максимочкина снова обратилась к Медведеву, написав в его блог жалобу на беспредел чиновников. «С последующей сменой власти в городе поведение чиновников кардинально изменилось. Нашу постройку объявили незаконной и приказали ее ликвидировать. Нам сразу стало понятно, что это была заранее спланированная рейдерская акция. Используя административный ресурс в полном объеме, на нас началось колоссальное давление, — пишет Максимочкина на сайте Медведева. — Без каких-либо документов и согласования с нами аффилированные с властью лица уничтожили часть нашего заведения. Сейчас у нас отзывают свидетельства о регистрации на все наши объекты собственности вместе со свидетельствами на земельные участки. Истцом выступает Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области. Причина — нецелевое пользование земельными участками». Вечером того дня, когда это сообщение появилось в президентском блоге, суд выдал определение о сносе построек. А уже рано утром появилась строительная техника. «Наши руководители подошли к приставам, спросили, что же вы делаете, вы даже не дали времени на обжалования, — рассказывает предпринимательница. — «Благодарите Путина и Медведева», — ответили приставы». В компании «Домостроительный комбинат» на запрос Forbes ответили, что не имеют никакого отношения к сносу построек, а руководитель департамента имущества Увайдов оказался в отпуске. Его заместитель Юрий Мирошников посоветовал обратиться к своему заместителю Ирине Елфимовой, так как «она отвечала за это направление», в свою очередь Елфимова посоветовала обратиться в пресс-службу областного правительства, заявив, что она никогда за снос кафе не отвечала.
Людмила Максимочкина, которая вложила в бизнес кредитные деньги, теперь не знает, к кому обращаться.