К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Декларация как средство борьбы с огнем

Декларация как средство борьбы с огнем
Каждый второй предприниматель заполнял пожарную декларацию с помощью посредников — вопросов к закону больше, чем ответов

1 мая 2010 года собственники и арендаторы помещений впервые должны были подать в органы МЧС пожарные декларации. Таковы требования нового технического регламента (Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ). Декларация подается один раз, перед вводом в эксплуатацию, требование распространяется как на новые, так и на давно построенные здания. Тем самым компании формально подтверждают, что соблюдают все требования по безопасности.

Новый закон вступил в силу с 1 мая 2009 года, на подготовку декларации у компаний был целый год. Но на деле предприниматели, только в апреле узнав или вспомнив о новом законе, начинали лихорадочно искать формы и правила заполнения, а потом, махнув рукой, платили знакомому пожарнику или специальной фирме, оказывающей услуги по подготовке декларации. «В апреле нас собрали в мэрии и заявили, что есть некая пожарная декларация, которую нужно сдать до 1 мая 2010 года. Пригрозили какими-то дикими штрафами. Мы попытались разобраться сами, потом поняли, что это нереально без подготовки, и заказали декларацию в специализированной компании. За кафе площадью 200 кв. м отдали 14 000 рублей», — рассказывает предприниматель из Ярославля.

Всего по России в органы МЧС поступило порядка 400 000 документов. Впрочем, считают эксперты, декларационная кампания вовсе не означает, что история «Хромой лошади» не повторится. Кто в плюсе, так это фирмы-посредники: по подсчетам некоторых экспертов, суммарный оборот этой «отрасли» составил 2 млрд рублей. «Каждая вторая декларация заполнялась с помощью посредника. Как правило, выбирали тех, у кого были налажены связи с местными пожарными чиновниками. Услуга стоила 10 000 – 15 000 рублей», — говорит источник, хорошо знакомый с ситуацией.

 

Некоторые предприниматели, впрочем, справились сами. «Сначала, конечно, было жутко: всякие регламенты, СНИПы… А потом ничего, разобралась, помогло строительное образование. Что-то скачала из интернета, что-то спросила на форуме. Жаль только времени, потраченного на этот, мягко говоря, формальный документ», — говорит Надежда, замдиректора столичной компании.

В документе полно неясностей, что затрудняет выполнение требований. Вот некоторые из вопросов, возникающих у предпринимателей.

 

Кто должен подавать декларации?

В тексте закона сказано буквально следующее: собственник здания либо лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или на любом другом законном основании. Под столь размытое определение, на первый взгляд, подпадают решительно все, в том числе и те, кто арендует пару комнат в офисном центре

«Если вспомнить Гражданский кодекс, то под арендой может пониматься право как на временное владение, так и на временное пользование помещением. Получается, подать декларацию должен лишь тот арендатор, в чьем договоре прямо прописано «временное владение», — уточняют специалисты компании, оказывающей услуги по оформлению деклараций.

 

Впрочем, работники МЧС в такие тонкости не вдавались.

«Мы арендуем помещение. Я позвонила по горячей линии в орган МЧС, — рассказывает Надежда. — Там ответили, мол, все равно, решайте сами с вашим собственником. Но он возиться с декларацией не захотел, поэтому работа свалилась на нас».

Судя по сообщениям на специализированных форумах, отказ собственников «заморачиваться» — обычная практика. Не вникая в юридические нюансы по поводу временного пользования или владения, они просто пишут в договорах, что ответственность за пожарную безопасность несет арендатор. Это означает, что именно ему и нужно подавать декларацию. Фирмам, которые арендуют площади в крупных бизнес-центрах, повезло больше: там пожарными декларациями занимались управляющие компании.

Насколько содержательными должны быть ответы?

Документ, призванный повысить пожарную безопасность предприятий, состоит из трех разделов. Первый — расчет пожарных рисков — практически никто не заполнял. Речь шла о том, насколько велика вероятность ЧП в данном здании и не является ли эта вероятность выше минимальной величины, установленной законом. Однако, как следовало из разъяснений главного государственного инспектора по пожарному надзору Геннадия Кириллова, если объект уже допущен к эксплуатации, значит пожарный риск в нем соответствует норме. То есть для большинства предпринимателей данный раздел декларации был чистой формальностью.

 

Второй раздел — расчет ущерба третьим лицам. То есть сколько заплатит хозяин или арендатор, например, торгового центра, если из-за пожара пострадают посетители или их имущество. Сумму, признаются опрошенные, они писали как бог на душу положит. «Да там можно хоть бюджет Америки написать, — говорит Кристина Белова, исполнительный директор ООО «Аудит пожарной безопасности» (Санкт-Петербург). — Даже если случится пожар и компанию обяжут выплачивать компенсации пострадавшим, эта цифра ни на что не повлияет, ведь ее рассчитывал не специалист. Другое дело, если предприятие до сдачи декларации застраховало помещение от пожара. Тогда ущерб рассчитывает страховая компания, она же в случае ЧП и выплачивает компенсации. Полис с конкретной суммой тогда прилагается к декларации. Но, насколько я могу судить, это в России пока не распространено — по крайней мере среди компаний, которые обращались к нам за помощью в заполнении декларации, пожарного полиса не было ни у кого».

Третий раздел — перечень законов и нормативных актов, действия которых обеспечиваются в данном здании. «Это различные регламенты и правила: например, «Эвакуационные пути и выходы», «Обеспечение огнестойкости объектов защиты», ГОСТ «Пожарная безопасность. Общие требования», всего я перечислила около 30 нормативных актов, — вспоминает Надежда. — После перечня документов я написала, что устройство эвакуационных путей удовлетворяет требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре, а именно: высота выходов составляет не менее 1,9 м, ширина – 1,2 м, все они открываются по направлению выходов и могут быть открыты изнутри без ключа. Я писала очень подробно, получилось почти пять листов А4. А многие сдавали «лайт-варианты» декларации, и их тоже принимали».

По словам Кристины Беловой, уложиться можно было и на двух листах: «Достаточно написать, что на объекте соблюдаются правила пожарной безопасности. И сюда попадает все от количества эвакуационных выходов и огнетушителей до запрета на курение внутри объекта. Декларация носит заявительный порядок, значит, сотрудник МЧС обязан принять ее в любом виде. А если что-то не нравится — написать мотивированный отказ в письменном виде».

Проверять, действительно ли ширина выходов составляет не менее 1,2 м в момент приема декларации, естественно, никто не будет. Пожарные смогут сделать это лишь во время ревизии. Однако проверки, запланированные на 2010 год, не связаны с декларациями. Поэтому третий раздел также зачастую сводился к сухому перечню нормативной базы.

 

Каковы санкции за неподачу декларации?

Чиновники на местах, как в примере с Ярославлем, грозили громадными штрафами — до 80 000 рублей. На самом деле эти цифры взяты из законопроекта, который размещен на сайте МЧС, но пока даже не поступал в Госдуму. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, речь идет о меньших суммах: от 10 000 до 20 000 рублей для юрлиц — либо о приостановлении деятельности на срок до 90 суток.

Один нюанс: чтобы применить наказание, сотрудники МЧС должны побывать с проверкой на предприятии, которое не отчиталось вовремя о безопасности. Но плановые ревизии уже расписаны и утверждены прокуратурой на весь 2010 год. Единственная возможность оштрафовать компанию, не попавшую в план проверок — назначить внеплановое мероприятие. Для этого пожарным придется каждый раз доказывать прокуратуре, что неподача декларации создает опасность для жизни и здоровья людей. Поэтому и колоссальные штрафы, и угроза приостановки деятельности — скорее всего лишь способы надавить на предпринимателей.

Зачем нужна декларация?

 

В одном из пояснений МЧС говорится, что декларация нужна не пожарным, а самим предприятиям. Логика такова: подписав ее, руководитель вроде как задумывается, действительно ли в его помещениях соблюдается безопасность. Возможно, это и так — при условии, что директор или его зам, как в случае с Надеждой, чей опыт мы описали выше, попытался сам хоть в чем-то разобраться. А вот те, кто заказывал эту услугу сторонней организации, в детали, как правило, не вникали. Хотя за достоверность сведений несет ответственность декларант, а не его помощники.

Еще одну версию проведения всеобщей декларационной кампании приводит Кристина Белова — возможно, уже в этом году Госдума примет закон об обязательном пожарном страховании по аналогии с ОСАГО. «Пока у нас это дело добровольное и не очень популярное. Но инициатива хорошая: например, если бы подобный полис имелся у клуба «Хромая лошадь», пострадавшим не пришлось бы добиваться компенсаций через суд — деньги заплатила бы страховая компания. Проблема МЧС в том, что после принятия закона с них потребуют конкретные цифры: сколько у нас в стране предприятий с объектами пожарной защиты, хотя бы для того чтобы сравнить с количеством фирм, купивших полисы. А таких цифр, похоже, у пожарных не было. Я считаю, что вся эта декларационная кампания — не что иное, как подготовка почвы для будущего закона».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+