В цехах компании «Шаланда М» на северо-западе Москвы пусто. Компания, специализирующаяся на расфасовке красной икры, несколько месяцев не работает. Перед директором и совладельцем Антониной Вишневской стоят ящики с пустыми банками — класть в них нечего. В ходе обыска сотрудники Департамента экономической безопасности (ДЭБ) конфисковали около 16 т икры, якобы опасной для здоровья, на 35 млн рублей. Вишневской грозит до 6 лет тюрьмы. Она подозревает, что ее «заказали» конкуренты.
Двенадцать лет назад Вишневская арендовала помещение под цех и начала принимать заказы на расфасовку икры в банки под своим логотипом. «У нас жесткие критерии качества, — объясняет совладелец фирмы Андрей Жданов. — Если икра под них подходит, она попадает в нашу банку». «Шаланда М» расфасовывала по 200 т икры в год. По данным исследования компании Symbol Marketing, в 2007 году компания была крупнейшим оптовым поставщиком икры в столице, контролируя 27% рынка Москвы. По словам Жданова, претензий к качеству никогда не было.
В октябре прошлого года милиционеры провели в компании контрольную закупку. Ничего не сообщая предпринимателям, они отправили икру на экспертизу. Несмотря на нарушение официального регламента (отбор проб должен происходить в присутствии владельца товара), эксперты выдали заключение, что икра не соответствует требованиям безопасности из-за наличия бактерий кишечной палочки и превышения допустимых норм содержания дрожжей.
По словам Вишневской, организовать такие результаты тестов несложно: достаточно поставить банку на несколько часов в теплое место.
Владельцы «Шаланды М» узнали о проблемах с качеством своей икры только перед Новым годом, когда к ним пришли с обыском сотрудники ДЭБ. «Люди приехали на джипе, упакованные, часы за $10 000», — рассказывает Жданов. В холодильниках компании хранилось около 16 т икры от 25 разных поставщиков общей стоимостью 35 млн рублей. Она была конфискована. Всю ночь в 25-градусный мороз милиционеры вывозили товар на грузовых «газелях».
По данным следствия, вся изъятая икра тоже оказалась опасной. Один из поставщиков сам тестировал образцы из этой партии и качество было отличное, возражает Вишневская.
Своей икры она больше не видела, зато в марте ей предъявили обвинение по статье 238 Уголовного кодекса (хранение, производство и реализация продукции, опасной для жизни и здоровья человека). Вишневская якобы знала, что ее товар негодный, но все равно хранила его, как сказано в постановлении следователя, «в целях сбыта».
Сама Вишневская считает обвинения абсурдными. Все документы на икру милиционерам показывали еще при обыске, но они не стали их изучать. Кроме того, у нее не было мотива сбывать некачественную икру, так как ее компания предоставляет услуги фасовки и любая информация о проблемах с качеством может отпугнуть клиентов. «Какая в этом корысть?» — недоумевает она. «Мы подозреваем, что нас заказали конкуренты, — говорит Вишневская, — и никто из милиционеров это не отрицает».
Глава движения предпринимателей «За честный рынок» Илья Хандриков говорит, что милиционерам выгодно возбуждать уголовные дела против бизнесменов. В отличие от плановых проверок здесь у них гораздо больше полномочий: они могут отправлять запросы в банки, прослушивать телефонные разговоры и заключать людей под стражу. «Включается мощнейший механизм, — говорит он, — от него трудно защищаться».
Но совладельцы «Шаланды М» все же пытаются. Они распустили полсотни сотрудников по домам и жалуются во все инстанции. Недавно Вишневская отнесла письмо с просьбой о защите в приемную президента, который в прошлом году призывал своих подчиненных прекратить «кошмарить бизнес». Свои убытки совладельцы «Шаланды М» оценивают в 200 млн рублей — к стоимости конфискованного товара они добавили задолженность по зарплате, пени перед кредиторами и компенсацию за моральный ущерб. «Обидно, что все рухнуло, — говорит Жданов. — Итог их деятельности — фирма разорена, люди остались без работы».