С приходом кризиса давно отлаженная система ввоза в Россию различных товаров начала буксовать — таможенники стали требовать от импортеров увеличения заявленной стоимости грузов.
Таким образом таможня повышает собственные сборы по НДС и пошлинам, чтобы хоть как-то отыграть провал, связанный с общим падением импорта. В 2009 году внешнеторговый оборот сократился на 36,2%, до $469 млрд, а таможенные сборы упали на четверть — до 3,5 трлн рублей.
Компания «Фреш», крупный импортер мандаринов из Марокко, столкнулась с проблемой на таможне еще в ноябре 2008 года. «Все необходимые сопроводительные документы, доказывающие стоимость, таможенникам были предъявлены, — рассказывает владелец компании Руслан Кисс. — Я сдаваться не собирался, но после всех досмотров, взвешиваний и согласований стоимости в итоге потерял товар». Мандарины таможенники в Россию пропустили, увеличив их стоимость на 12%, но после девяти дней оформления почти все фрукты сгнили.
Раздосадованный предприниматель обратился в суд и выиграл дело — корректировка стоимости была признана незаконной, дополнительно взысканные суммы таможенникам пришлось вернуть. С тех пор Руслан Кисс судится с таможней постоянно — в 2009 году его компания ввезла 300 контейнеров с фруктами и подала 120 исков (все связаны с корректировкой стоимости), по 100 из них суды приняли решения в пользу импортера. Таких примеров немало. «В ноябре 2009 года таможенники усомнились в заявленной нами стоимости товара и потребовали дополнительные документы, — говорит Кирилл Бош, специалист по работе с таможней компании «Балтимпорт» (импорт овощей и специй). — Мы все предоставили, но таможня принудительно повысила цену на 20%». Компания заплатила, чтобы в срок доставить товар получателям, но подала на таможню в суд и выиграла дело.
Таможня выбирает максимально возможную стоимость импортного товара — вся номенклатура представлена в постоянно обновляемой базе данных. Таможенные органы часто и не пытаются установить действительную стоимость товара, а в качестве повода для корректировки используют недостатки в оформлении и содержании документов.
Ольга Барышникова, юрист компании «Кастомз Эдвайзори Сервисез», говорит, что за последние полтора года суды с таможней из-за принудительного повышения стоимости импорта начали носить массовый характер. По данным Федеральной таможенной службы, в 2009 году более 8000 дел (70% от общего количества) было решено в пользу импортеров и экспортеров. По искам, связанным с корректировкой таможенной стоимости, таможня проигрывает 80% дел.
В 2009 году, по оценке начальника Управления федеральных таможенных доходов ФТС Бориса Шкуркина, корректировка позволила таможне перечислить в бюджет 27,8 млрд рублей (правда, по официальным данным ФТС, 18,7 млрд рублей). Сколько из них пришлось вернуть по решению судов, не сообщается, да это для таможни и не так важно — главное отчитаться об успехах. «В России фискальная функция таможни уже давно является основной, поэтому выполнение плана по сбору таможенных платежей в федеральный бюджет оправдывает любые нарушения должностных лиц таможенных органов», — говорит Барышникова.