Геннадий Киселев, торговец добавками для пищевой промышленности, до сих пор с содроганием вспоминает сентябрь 2008 года. Тогда в гамбургский офис его компании GLK Chem пришли плохие новости: Владимирская таможня задержала 15 т австралийского мака, ввезенного Киселевым в Россию. Маком пекари посыпают и начиняют свою выпечку, но, как утверждают таможенники, при досмотре груза на семенах мака они обнаружили «наслоения наркотического вещества — опия», а в массе семян — «отдельные комки опия». Мак на $30 000 изъяли и возбудили уголовное дело по статье о контрабанде.
Киселев пытался вызволить свой товар, но тщетно, хотя, по его словам, все необходимые сертификаты на партию были. Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Владимирской области настаивает, что GLK Chem под видом кондитерского мака пыталась провезти 44 кг сухого опия, обнаруженного в виде примесей в грузе. Киселев в Россию теперь ехать боится и уже восемь месяцев контактирует со следствием только через адвоката.
И он еще легко отделался. Менеджер компании «Крайдер-С» Роман Пронякин в аналогичной ситуации 18 месяцев провел в СИЗО. Весной 2007 года калужское управление ФСКН обнаружило в партии мака, хранившегося на складе у Пронякина, примеси маковой соломки. Хотя экспертиза подтвердила, что количество примеси (остатки стеблей и коробочек) не превышает 0,1%, всю изъятую партию (56 т) квалифицировали как наркотическое средство.
Как такое возможно? Дело в том, что еще в начале 2007 года вступил в силу новый ГОСТ на пищевой мак, по которому допустимая доля примесей в маке сократилась с 3% до 0%. «Идеально чистый мак произвести невозможно», — отмечает Евгений Черноусов, адвокат Пронякина. Документ был принят с условием разработки дополнительного нормативного акта, который внес бы ясность. Но акта до сих пор нет.
Торговцы бакалеей работать с маком теперь опасаются. «Это товар, который пользуется спросом в пищевой промышленности. Но мы бороться с государством не собираемся», — говорит представитель крупной оптовой компании, пожелавший сохранить анонимность. Мак в Россию его компания не возит уже полтора года. Результат: за 2009 год, по оценкам участников рынка, цена 1 кг кондитерского мака взлетела с 70 рублей до 250–300 рублей. Некоторые производители выпечки перешли на готовые начинки с маком (цена от 120 до 200 рублей за килограмм).
А Роман Пронякин готовится к очередной поездке в Калугу — знакомиться с результатами дополнительного расследования, на которое направила его дело прокуратура. Из СИЗО его освободили, но обвинения так и не сняты. «Наверное, каждый, кто продает специи сегодня, ни от чего не застрахован», — говорит он.