После пожара в пермском клубе «Хромая лошадь» и обличительных заявлений премьера Путина по стране покатилась волна пожарных проверок. В четверг инспекторы уже закрыли два клуба в Москве и театр в Петербурге. То ли еще будет. Forbes выяснил, как готовиться к визиту пожарных и чего от них ждать.
«Кто-то сказал, что с точки зрения пожарной безопасности можно закрыть даже Кремль, — говорит совладелец московского ресторана «Сырная дырка» Анна Соколова. — Везде есть какие-то проблемы, и это естественно». Тем не менее Соколовой удается договариваться с инспекторами пожарного надзора без использования коррупционных схем.
Когда в ресторан приходят проверки, она говорит: «Обоснуйте свои претензии, выпишите предписание, и мы будем рассматривать его вместе с юристами». Отношениями с пожарными Соколова довольна. После пожара в Перми она сама решила пригласить их в гости, чтобы они объяснили персоналу, как действовать в нештатных ситуациях. Большинство предпринимателей принимают у себя инспекторов не по доброй воле, а в рамках очередной проверки. Такая проверка может закончиться вынесением предписания об устранении нарушений, а иногда — если существует реальная угроза безопасности людей — представлением в суд о немедленной приостановке деятельности ресторана или офиса.
В первую очередь пожарные обращают внимание на то, есть ли в помещении огнетушители. Их число и объем определяются исходя из размера комнаты. Примерно раз в год они должны проходить перезарядку. «Просроченный» огнетушитель — повод для предписания.
По правилам пожарной безопасности, даже небольшое помещение должно быть оснащено пожарной сигнализацией, а крупный торговый центр или ресторан — системой пожаротушения. Пожарные проверяют, работают ли эти системы и есть ли у компании договор на их техобслуживание.Они проверяют состояние путей эвакуации, работоспособность световых указателей «Выход» и наличие планов эвакуации. Кроме того, нельзя закладывать окна кирпичом и устанавливать на них глухие решетки.
Чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, надо старательно вести журнал пожарной безопасности, собирать с вновь принятых работников подписи о том, что они прошли противопожарный инструктаж (не мешает действительно его провести), регулярно проводить учения по эвакуации из здания, а также назначить ответственного за пожарную безопасность.
В принципе выполнения этих правил достаточно для того, чтобы быть у пожарных на хорошем счету. Но иногда инспекторы выдвигают очень необычные требования.
Несколько лет назад пожарные немало озадачили руководство одного из банков, рассказывает эксперт «Опоры России» Сергей Маркин. Здание филиала банка находилось далеко от пожарной части, и инспекторы предписали банкирам построить новое пожарное депо. «Банку удалось оспорить это предписание в суде», — говорит Маркин. Владельцу маленького московского продуктового магазина Роману Жигульскому пожарные однажды предложили соорудить возле магазина пожарный гидрант (колонку, к которой можно подключить шланг для тушения пожара). «В городских условиях это малооправданно, — рассуждает предприниматель, — пожарная команда может приехать через пять минут, и их собственных запасов воды для такой небольшой торговой точки, как у меня, хватит с избытком». Жигульскому повезло: новая проверка про гидрант не вспомнила.
Заведомо невыполнимые требования пожарные выдвигают только на словах, говорит Соколова. «Я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы они пошли на принцип и написали предписание, которое в случае чего можно легко оспорить, — отмечает она. — Обычно они просто идут в соседнее заведение».