Градус под контролем: как поставщики алкоголя приспосабливаются к ЕГАИС
Мрачные прогнозы аналитиков алкогольного рынка не сбылись — магазины не остались без винно-водочных изделий. С 1 января 2016 года магазины обязаны подтверждать в ЕГАИС факт закупки алкоголя, а с 1 июля — факт продажи. По подсчетам ФСРАР, через систему прошло уже больше 25 млн документов. Статистика вовлеченности поставщиков и продавцов алкоголя в проект «алкоголь под контроль» впечатляет: количество пользователей только сервисами «СКБ Контур» для работы с ЕГАИС всего за месяц, с января по февраль, выросло в 35 раз, а количество обработанных накладных — в 54 раза.
Рынок алкоголя только привыкает к новым правилам, поставщики и дистрибьюторы уже столкнулись с проблемами. Нареканий на работу с ЕГАИС много — ручные операции, несовместимость с учетными системами, отсутствие переходного периода, за который бизнес успел бы адаптироваться. Поставщики вынуждены возвращать отгруженный алкоголь, если розница не может должным образом обработать приход товара.
Притом что к системе уже подключились 98% оптовиков, в рознице их доля на конец января была не более 58%: не успели, не готовы, нет денег…
Частичные поблажки регуляторы рынку сделали — розничные точки и предприниматели получили отсрочку на внесение данных в систему до 20 апреля. Но отсрочка не равнозначна разрешению не подключаться к ЕГАИС — просто до поры до времени не будут применяться санкции. Пока эксперты прогнозируют серьезное сокращение числа магазинов, легально торгующих алкоголем, поставщики ищут способы сохранить каналы сбыта. И находят!
Первый вариант — запустить собственную розничную сеть или купить действующую, подключиться к ЕГАИС и реализовывать алкогольную продукцию через нее. Идея популярна у крупных производителей и импортеров, которые открывают торговые точки и получают гарантированный рынок сбыта. По такому пути пошла группа компаний «Бастион» — один из крупнейших дистрибьюторов алкоголя в Санкт-Петербурге. Компания открыла два супермаркета «Виньон» и намерена увеличить число магазинов, если дела пойдут. Полностью отказался от контрагентов в рознице и крупнейший уральский дистрибьютор «Владимир и Компания», его сеть насчитывает 163 торговые точки.
Такой метод поможет остаться «на плаву» в плохие времена, однако купить действующий бизнес или открывать магазины по силам далеко не каждой компании. Запуск собственной сети вдобавок к работающим оправдан, если позволяют ресурсы, широта ассортимента алкоголя и доступны хорошие свободные площади.
Второй вариант — вести информационную работу со своими контрагентами. Многие магазины просто не знают, что делать, и заняли выжидательную позицию: распродают остатки, оформляют накладные задним числом, оплачивают продукцию наличными без оформления накладных.
Но до апреля 2016 года придется решить, торговать алкоголем легально или остаться в тени (перепродажа алкоголя, приобретенного как бы обычным покупателем в соседнем магазине, тоже похожа на бизнес).
Поставщик может позаботиться о растерявшихся (заодно и о себе), например, как это сделала «Инвина-ЮТК». Этот федеральный поставщик с ассортиментом алкоголя более 800 торговых марок рассылал своим контрагентам информационные письма, помогая разобраться в ситуации.
Заботливый поставщик может рекомендовать своим контрагентам и доступные программные решения. Дело в том, что страха перед ЕГАИС изрядно добавляют посредники, торгующие оборудованием и программным обеспечением для подключения к системе. Они накручивают цены, навязывают предпринимателям товароучетные системы, нередко недоработанные, и дополнительные услуги. В результате стоимость подключения вырастает до 80 000-100 000 рублей на одну торговую точку. Решить проблему можно гораздо проще.
Что потребуется для работы на самом деле:
— аппаратный криптоключ JaCarta и квалифицированная электронная подпись — от 4000 рублей на год;
— компьютер с минимальными системными требованиями и выходом в интернет — примерно 20 000 рублей;
— универсальный транспортный модуль (УТМ) для обмена информацией с ЕГАИС — бесплатно;
— программа для взаимодействия с УТМ. Здесь возможны способы: доработать учетную систему или использовать специальный веб-сервис, что выйдет подешевле.
Так, доработка учетной системы «1С» типовой конфигурации для магазина с одной кассой обойдется примерно в 18 000 рублей. Мелкой рознице без товароучетных систем хорошо подходят отдельные сервисы, не требующие установки, настройки и поддержки. Если есть компьютер, то реально уложиться в 7500 рублей за годовое подключение к системе: 4000 рублей — на покупку ключа на каждую торговую точку и от 3000 рублей — за подключение к сервису (выбор большой: Контур.ЕГАИС, AlcoSpot, LiteBox, UTM 24).
Наконец, можно кредитовать контрагентов или, что проще, субсидировать покупку оборудования для работы с ЕГАИС, только бы не уходили с рынка. Затраты зависят от количества торговых точек в сети и уровня автоматизации магазинов. Но в любом случае это обойдется дешевле, чем открывать собственные магазины или терять обороты.