К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Министр экономики Москвы: "Измерять торговые залы пока не будем"

Министр экономики Москвы: "Измерять торговые залы пока не будем"
Мэрия обещает поблажки тем, кто еще не задекларировал свои торговые объекты, но сделает это до конца июля

Одна из самых спорных новаций правительства Москвы последнего времени — это введение торгового сбора. С 1 по 7 июля все владельцы торговых точек должны были уведомить о своих объектах налоговую службу, чтобы затем раз в квартал уплачивать новый сбор в городской бюджет. Столичное отделение общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» собрало уже более 105 000 подписей под петицией об отмене торгового сбора. По прогнозам «Опоры», эта мера московского правительства приведет к закрытию 15 000 ИП и малых предприятий и сокращению 90 000 рабочих мест.  Между тем, как заявил в интервью Forbes министр правительства Москвы Максим Решетников, московские власти довольны тем, как прошла декларационная кампания для плательщиков торгового сбора. По последним данным департамента экономики Москвы, более 33 000 московских предпринимателей уведомили налоговую службу о 66 000 торговых объектов, и уведомления еще продолжают поступать. Решетников утверждает, что московские власти занимают максимально мягкую позицию по отношению к малому бизнесу в городе, а налоговая нагрузка из-за торгового сбора никого не разорит.

     Каковы результаты первой декларационной кампании для плательщиков торгового сбора в Москве?

—      В целом, если подводить итоги, все прошло нормально. Результаты, сразу скажу, промежуточные — на сегодня подано 33 700 уведомлений. В одном уведомлении может быть указано несколько торговых объектов, и пока у нас нет окончательной статистики по их количеству. Пока мы исходим из того, что в среднем на одно уведомление приходится по два торговых объекта. То есть задекларировано порядка 66 000 объектов. Много это или мало? Наверное, чуть меньше того, что мы ожидали. Оптимистическая оценка была 100 000. Возможно, окончательная цифра будет  70 000 — 80 000. Уведомления продолжают поступать по почте. А если кто-то не подал уведомление с 1 по 7 июля, до конца месяца это можно сделать. Штраф в этом случае составляет 200 рублей. Лучше это сделать сейчас, чем потом, когда при проверке выяснится, что вы владеете незадекларированной торговой площадью, получить штраф в размере  40 000 рублей или 10% от оборота. Поэтому предпринимателям надо просто сходить в налоговую службу и подать уведомление, чтобы не пострадать от контрольных мероприятий. В июле налоговая служба в таком мягком режиме будет еще эти декларации принимать.

 

Контрольные мероприятия начнутся следующим образом. У нас в базах данных есть перечень объектов, где, как мы понимаем, ведется торговля — нестационарная, на основании алкогольных лицензий и т. д. Мы состыкуем этот перечень с теми объектами, которые были задекларированы, и составим список объектов, где торгуют, но уведомления не подали. После 1 августа этот список в открытом доступе будет вывешен на сайтах налоговой и нашего департамента. Предупредим компании через СМИ, префектуры, бизнес-объединения, но им надо будет, конечно, зайти на сайт и посмотреть. Если у них нет возражений, дальше, по истечении 20 дней, мы приходим с проверкой, выставляем акт и направляем этот акт в налоговую. И тогда это действительно уже проблема. Но мы не только вывесим этот список, но и проведем дополнительное информирование. Задача здесь — не наказать обязательно предпринимателя, а все-таки до конца всех уведомить, проинформировать. Это как с патентами  [на предпринимательскую деятельность] — мы два года рассказываем о них, а все равно не все знают, что они есть.

В целом мы ожидали и ожидаем чуть большего интереса предпринимателей к тем системам налогообложения и возможностям, которые дает государство. К сожалению, многие занимают такую позицию: «работаем, ничего не знаем, и нас это все не касается». Поэтому информированию мы придавали и придаем очень большое значение. Но то, что 33 000 предпринимателей сами пришли, я считаю, отличный результат. Мы с налоговой службой для этого тоже постарались: только на сайт в раздел, где мы поместили информацию о торговом сборе, бланк уведомления и ответы на вопросы, зашло 27 000 уникальных посетителей. Налоговым службам мы дали дополнительно 100 сотрудников, которые консультировали предпринимателей в залах и вводили данные их деклараций в систему. В налоговых инспекциях консультантам поступило более 60 000 обращений.

 

—      А сколько торговых точек вы ожидали увидеть по итогам кампании?

—       Мы считаем, что реальное их число — в диапазоне от 150 000 до 250 000. Надо понимать, что часть точек мы вообще вывели из-под налогообложения. Например, тем, кто торгует на рынках, мы дали льготу. За них торговый сбор будет уплачивать управляющая компания. По налоговому кодексу льготники тоже должны подавать уведомления. Для них это действие никаких расходов не влечет. Но, похоже, многие решили этого не делать. А если они работают даже в льготном режиме, но без уведомления, это тоже повлечет санкции.

—      И что же им будет за то, что они не подадут уведомление?

 

—      Не менее 40 000 рублей штрафа [или 10% от оборота]. Безусловно, налоговая служба максимально лояльно настроена к предпринимателям. Форма уведомления предельно простая. Подать его можно по почте, лично или в электронном виде. По статистике, треть уведомлений, которые пришли сейчас, — электронные.

—      А почему так мало было времени на  подачу уведомлений  всего неделя?

—      Это требование, которое установлено Налоговым кодексом. Пять рабочих дней.

—      И это хорошо, вы считаете?

—      Можно было бы смягчить это требование, конечно. Но налоговая служба постаралась, чтобы в это время все имели возможность подать уведомление. И на самом деле так было. Еще раз подчеркну: ни очередей в налоговой, ни столпотворений не было.  Налоговая работала и в субботу — правда, хотя мы информировали и предупреждали, посещаемость была не очень большая. Зато в последний день, как водится, 7 июля, инспекции работали до 20:00, был огромный поток людей на подачу документов. У предпринимателей были все возможности нормально сдать уведомления. Даже если кто-то не успел — придите сейчас и подайте. Не думаю, что 200 рублей — это штраф, который кого-то остановит.

 

—      Похоже, введение торгового сбора простимулирует многих переходить на патентную систему, чтобы платить меньше налогов.

—      Конечно, патентная система по совокупности факторов выгоднее и удобнее для индивидуальных предпринимателей. Там можно и бухгалтерский учет в упрощенной форме вести, и контрольно-кассовую технику можно не использовать — только книгу расходов и доходов. К тому же для торговли мы установили базовую максимальную стоимость патента по городу в 120 000 рублей вместо прописанных в законе 600 000. Но патентная система — это только для малого бизнеса. Когда оборот выходит за 60 млн рублей в год, патентную систему уже нельзя использовать.

—      Вас много критикует московское отделение «Опоры России», несмотря на все те удобства, о которых вы говорите. Один из их аргументов  то, что торговый сбор не дифференцирован по размеру торговых площадей для маленьких магазинов. Неважно, сколько у тебя реальная торговая площадь  три квадратных метра или 50, платить всем придется по ставке как для 50 кв. м.

—      Давайте разберемся. Мы исходим из того, что торговый сбор сам по себе налоговую нагрузку не увеличивает для тех, кто налоги и так платит, потому что есть налоговый вычет на эту сумму. Абсолютно новая конструкция, раньше ее в Налоговом кодексе не было. Далее — сам размер сбора установлен в размере 1/10 от среднеотраслевой годовой налоговой нагрузки за 2014 год.

 

—      Так ведь в этой отрасли и большие ритейлеры, и торговки семечками  какой же там получится среднеотраслевой показатель?

—      Мы базовый размер торгового сбора приравняли к стоимости патента. Вопрос возникает: может быть, у нас стоимость патента завышена? Но мы видим, что количество патентов у нас от года к году растет. За пять месяцев этого года приобретено столько же патентов, сколько за весь прошлый год. Динамика очень хорошая, и в лидерах  как раз розничная торговля. Поэтому мы исходим из того, что для нормального бизнеса, который налоги реально платит, налоговая нагрузка не вырастет. А для тех, кто ничего не платил и в ноль оптимизировал налоги, нагрузка, конечно, увеличится. И то у них будет минимальный уровень налоговой нагрузки. Мы видели, что часть ИП приобретает патент, а часть сидит на схеме «доходы минус расходы и 15% с разницы», манипулируя доходами и расходами и платя минимальный уровень налоговой нагрузки в 1%. Поэтому вопросов от бизнеса о том, что торговый сбор крайне завышен, нет. Когда страхи проходят, когда предприниматели разбираются в вопросе, то говорят: да нет, по большому счету нет никакого увеличения налоговой нагрузки.

—      А что же с дифференциацией платежей в зависимости от размера торговой площади все-таки? «Опора» говорит, что вы просто не можете за всеми уследить, поэтому и установили такую общую минимальную ставку для всех.

—      Мы стыковали торговый сбор с патентной системой, а там — та же самая логика: торговля с площади до 50 кв. м — это одна стоимость патента. Что у тебя киоск, что небольшой торговый зал — экономические параметры меняются непринципиально. Торговый оборот от размера торговой площади при таких масштабах зависит мало. Хотя, я знаю, часть предпринимателей со мной поспорит — мол, на 50 кв. м можно две кассы поставить, на 4 кв. м — всего одну… Но с учетом того, что размер сбора — 10% от среднеотраслевой нагрузки, все эти вопросы сейчас нивелированы.

 

—      А откуда вы возьмете столько людей, чтобы они ходили с рулетками по Москве и меряли все торговые объекты? Это опять же к критике по поводу невозможности администрировать торговый сбор.

—      Да, измерение торгового зала — это, наверное, самая сложная вещь. Поэтому в ближайшие полгода точно, а может, и больше, трогать это не будем. То есть какую площадь предприниматели заявили в уведомлении, такую мы и принимаем. Задача сейчас — скорее отфиксировать все места торговли. Первый год, я думаю, будем только выявлять объекты, добавлять в нашу «торговую» базу, предупреждать предпринимателей и организации, что им надо уведомить ФНС и т. д. У многих площадь торгового зала прямо в договорах аренды проставлена.

—      Вы считаете, что возможность узнать о торговом сборе была у всех предпринимателей в Москве?

—      Абсолютно.

 

—      Кто будет ходить с проверками по торговым точкам  люди из районных управ?

—      Мы возьмем всю имеющуюся информацию по разным ведомственным проверкам. Иногда люди из управ ходят и проверяют разные аспекты, иногда — из Департамента торговли и услуг, например, проверяют наличие лицензии на розничную продажу алкоголя, иногда — из Департамента имущества или Госинспекции по недвижимости. Мы это все соберем, проверим и направим в налоговую службу.

—      У этого сбора вообще какая была цель – воспитательная или пополнить какие-то статьи бюджета?

—      Безусловно, и та, и другая. Чтобы все платили налоги, ну и за счет этого пополнить какие-то статьи бюджета.

 

—      А каких поступлений в бюджет вы ожидаете?

—      Давайте мы сейчас посчитаем, сколько торговых объектов у нас всего заявят, и тогда оценим. У нас проблема-то в чем: все оценки базировались на каком-то объеме торговли, который есть в городе. Вот сейчас мы его узнаем.

—      Раньше вы называли две цифры: 4 трлн рублей  годовой оборот розничной торговли в Москве и 2 млрд  предполагаемые поступления в бюджет от торгового сбора. То есть, это все-таки больше про воспитание?

—      Больше про воспитание, да — это же просто поступления от тех, кто раньше никаких налогов не платил. Но 2 млрд — это предполагаемые поступления только за IV квартал 2015 года, когда его начнут взимать. А за следующий год будет уже 8 млрд. Думаю, что на 2 млрд рублей в квартал, исходя из тех данных, что есть на сегодня, мы выходим. И эти деньги пойдут в бюджет, на финансирование социальных программ.

 

—      То есть, не было мотивации пополнить какую-то конкретную статью бюджета?

—      Главная мотивация — это создать не зависящий от конъюнктуры источник бюджетных поступлений. В 2011 году 16% всех поступлений в бюджет города формировалось за счет нефти и газа — нефтегазовых компаний, которые здесь зарегистрированы. Мы понимаем, что эти налоги — просто перераспределение нефтегазовых доходов, ведь Москва не добывает и почти не транспортирует нефть и газ. Так вот, в этом году их доля в московском бюджете будет 6%, а в следующем году, очевидно, еще меньше. Главный источник налоговых поступлений в бюджет города — это налог на прибыль. Крайне нестабильный налог: растет в периоды роста экономики, падает в периоды спада. А финансировать здравоохранение и образование и выплачивать доплаты к пенсиям надо вне зависимости от того, есть прибыль у предприятий или нет. Еще одна точка опоры — налог на доходы физических лиц. Сейчас формируем третью точку опоры — налоги на имущество и местные сборы. И наша задача — существенно нарастить этот вид доходов за ближайшие пять лет, чтобы бюджет стал более устойчивой конструкцией. На двух точках опоры, как вы понимаете, конструкция будет устойчива только в движении. А когда движение останавливается, нужно стоять на трех точках. Вот эту третью опору мы сейчас и укрепляем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+