К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кидалово


Обман доверия, или «кидалово», — одна из ключевых проблем раннего российского предпринимательства. По словам психиатров, это явление наложило неизгладимый отпечаток на личность отечественных бизнесменов

Считается, что 
слово «кидалово» впервые появилось в словарях русского языка в 1977 году. Это был, конечно, не академический словарь, а машинописный словарик жаргона «Драбадан-77», составленный советскими хиппи. Явление, обозначаемое этим словом, прочно вошло в лексикон российских предпринимателей 1990-х и продолжает играть существенную роль в наши дни. Многим «кидалово» — свое или чужое — стоило жизни, а у остальных выработался рефлекс: каждый готов к обману в любой момент.

Этимологически «кидалово» восходит к жаргону советских уголовников, блатной «фене», говорит лингвист Максим Кронгауз. Воры-кидалы работали с крупными суммами наличных, подкладывая «куклу» вместо денег. Отсюда у глагола «кинуть» значение «нарушить договоренность». Суффикс «ово» к этому глаголу добавили первые неформалы, а путевку в жизнь вновь образованному понятию дали хаотичные реформы эпохи Горбачева.

В начале 1990-х Сергей Копонев импортировал в Россию всякую всячину — от продуктов питания до крупных партий автомобилей Volvo. Его партнер, голландец грузинского происхождения, исправно соблюдал договоренности, пока сумма сделки не превышала $150 000, но, когда Копонев отправил авансом $980 000, партнер пополнил ряды кидал, бесследно исчезнув с деньгами. После этого Копоневу в свою очередь пришлось объяснять кредиторам часто не аристократического происхождения, почему его кинули. «Вы не представляете себе, что такое ходить каждый день на бандитские стрелки, — рассказывает он. — Каждый день, как на работу. Надо четко следить за тем, что говоришь, не нарушать «понятия», иначе тебе это потом вернется. Невероятное напряжение».

 

Копонев бросил бизнес и увлекся психологией. Новая профессия позволила ему посмотреть на проблему «кидалова» с медицинской стороны. «При стрессе выделяются гормоны норадреналин и кортизол, — объясняет он. — В топке сгорает куча лейкоцитов — главные клетки иммунной системы, которые борются с вирусами и бактериями». По мнению Копонева, по убойной силе стресс, вызванный обманом, уступает только страху перед смертью.

Жертвы «кидалова» могут избрать один из трех способов поведения. Самый желанный — месть. «Возникает тревога, беспокойство о своем будущем, такая ажитация может привести к агрессии, — говорит Ирина Абрамова из ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. — И против себя, и против личности, которая является причиной такого состояния». «Из-за «кидалова» убили немало известных банкиров», — добавляет психолог-криминалист Михаил Виноградов.

 

Однако хищники обычно знают, на что идут. «Кидалово» возникает там, где нет условий равной безопасности при заключении сделок, — констатирует автор исследования «Силовое предпринимательство» профессор Европейского университета Вадим Волков. — Если вы хорошо прикрыты со стороны власти, у вас всегда будет некоторый соблазн нарушения контрактов».

Когда обманщик недосягаем для мести, бизнесменам приходится выбирать «бескровный» ответ. Одни, как Копонев, уходят из бизнеса. Другие, наоборот, закаляются и черствеют. «Главная сопутствующая черта — потеря чувствительности. Происходит эмоциональное притупление. Теряются ощущения любви, дружбы, и появляется жесткость характера», — говорит Абрамова. Психотерапевт и владелец клиники Neo Vita Артем Толоконин дополняет: «Большинство бизнесменов относятся к людям с недоверием, они создают вокруг себя обойму партнеров, и в этот круг очень сложно попасть со стороны».

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+