«Черный нал» не видят контролирующие органы, он не подлежит налогообложению, иногда им расплачиваются, но намного чаще дают взятки и откаты. И потребность российских предпринимателей в неучтенной наличности за последние 20 лет ничуть не снизилась
Схема по превращению безналичных денег в наличные предельно проста: предприятие, нуждающееся в «черном нале», перечисляет средства на счет некой фирмы по фиктивному договору оплаты каких-либо услуг и потом получает от нее наличные за вычетом комиссионных. Иногда используются цепочки фирм, имеющих счета в разных банках. Кто является основным бенефициаром этого бизнеса? По словам банкиров, в последние годы рынок обналички контролируется сотрудниками силовых ведомств, потеснившими представителей криминальных структур. Центробанк ведет борьбу с обналичкой, но громкие дела и заключение предпринимателей под стражу — часто лишь следствие передела сфер влияния.
Каким образом конторы, специализирующиеся на обналичке, добывают наличные, ведь речь иногда идет о десятках и сотнях миллионов рублей и долларов? Самый распространенный способ — использование подставных фирм-однодневок. Эти конторы (зачастую при посредничестве банков) беспрепятственно снимают наличные на зарплату несуществующим сотрудникам, на закупку сельхозпродукции или на покупку ценных бумаг. Но во все времена были и другие, более изощренные схемы.
Инкассация
Один из способов начала 1990-х. В 1992 году никому не известная московская фирма заключила договоры на инкассацию дневной выручки с крупными универсамами, в том числе «Елисеевским» и «Смоленским». Сотрудники фирмы, вооруженные газовыми пистолетами, приезжали в магазины на «жигулях», забирали мешки с наличными и привозили их в офис, расположенный в семейном общежитии одного из московских заводов. Там деньги пересчитывали, сортировали, раскладывали сначала по пачкам, потом по коробкам. Заказчики наличности переводили деньги на счет фирмы в Уникомбанке. Фирма в свою очередь перечисляла деньги на счета магазинов, оставляя себе 10% в качестве комиссионных.
Посольство Латвии
Московские бизнесмены вспоминают, как в середине 1990-х периодически отправляли своих сотрудников на улицу Чаплыгина в посольство Латвии. Курьеры заходили в посольство с пустыми сумками, а выходили с набитыми пачками купюр. На территории посольства работали представители различных офшорных компаний, связанных с латвийскими банками. Российские предприниматели переводили деньги на счета этих компаний, а латвийские банки выдавали наличные со своих корреспондентских счетов в российских банках. В 1994–1995 годах комиссия составляла около 5%, а к 2000-му снизилась до 0,5%. Российским правоохранительным органам было сложно бороться с такой схемой — фирмы действовали на территории Латвии, а не России.
Частные счета
До середины 2000-х физические лица в отличие от предприятий могли беспрепятственно снимать деньги со своих счетов. И этой возможностью широко пользовались обнальные конторы. Так, например, в марте 2006 года ЦБ отозвал лицензию у небольшого московского банка «Региональная перспектива». В декабре 2005-го — январе 2006-го из кассы банка всего двум физическим лицам было выдано $138 млн. Под давлением ЦБ банки ввели запретительные комиссии (в основном 5%) за снятие физическими лицами крупных сумм (обычно свыше 600 000 рублей).
Банкоматы
Выход был найден быстро. Обнальные конторы стали использовать группы физлиц, а деньги снимали не в кассе банков, а в банкоматах. Часто для этих целей использовали студентов, которые открывали счета и получали пластиковые карточки. Средства на счета перечислялись по договорам займа. Дальше студентов в автобусах возили по банкоматам — они снимали наличность и тут же сдавали ее.
В августе этого года МВД разоблачило группу, которая занималась обналичкой по поддельным дебетовым картам, оформленным на утерянные паспорта. Группа была организована служащими среднего московского банка. Мнимым сотрудникам фирм-однодневок карты выдавались в рамках зарплатных проектов. По сообщению пресс-службы МВД, банкоматы, в которых снимались средства, не были общедоступными и наполнялись только купюрами крупного номинала. В ходе обысков кроме банковских карт было изъято 690 копий утерянных паспортов и свыше 1000 PIN-кодов к пластиковым картам. Схема просуществовала два года.
Платежные терминалы
Еще один современный метод — использование платежных терминалов, принимающих наличные в оплату различных услуг. У владельца терминала есть счет в платежной системе, осуществляющей безналичные расчеты с компаниями, за услуги которых потребители платят наличные. Как только купюры попадают в терминал, со счета его владельца на такую же сумму списываются безналичные средства. Наличные из терминала поставляются обнальной конторе (или напрямую заказчику), которая перечисляет безналичные на счет владельца терминала. Стоимость услуги составляет сейчас 5%.
Комисии за обналику в последние 10 лет