От Крида до Travis Scott: как двое парней зарабатывают на клипах по всему миру

INSTASAMKA (настоящее имя Дарья Зотеева) лежит на операционном столе с голой грудью и поет: «Я вообще делаю что хочу; хочу импланты — звоню врачу; кто меня не любит, я вас не слышу; вы просто мне завидуете, я молчу». Это описание фрагмента из клипа на песню «За деньги да», который с марта 2023 года набрал 88 млн просмотров на YouTube. Его сняли номинанты в рейтинг Forbes «30 до 30» 2024 года Никита Вильчинский и Саша Собер (настоящая фамилия Пьяных), одни из самых популярных авторов музыкальных видео в России. За последние четыре года они успели поработать с Моргенштерном (признан иноагентом), Славой Марлоу, Егором Кридом и другими крупными артистами. В 2024-м Вильчинский начал развиваться за рубежом и срежиссировал клипы американских рэперов Ice Spice и Travis Scott, а Собер дебютировал как кинорежиссер и теперь планирует полнометражный фильм.
Какой путь прошли клипмейкеры и в чем секрет их успеха?
Видеомейкер с детства
30-летний Саша Собер родился в Москве. Уже в 13 лет вместе с одноклассником Петаром Мартичем (будущий сооснователь группы «Пасош») и другом из параллели Романом Варниным он придумывал биты в программе EJay HipHop 6, а затем на диктофон записывал под них свой рэп. Параллельно он вместе с другой компанией друзей продавал биты «ноунеймам из «ВКонтакте» и за пару лет заработал на этом порядка $6000. «Мы супер преисполнились, когда осознали, что можно делать что-то новое, свежее и получать за это деньги», — вспоминает Собер первые сделки.
После школы он поступил в МАТИ (Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского, ранее — Московский авиационный технологический институт) на факультет «Реклама и связи с общественностью». В начале 2010-х занятие музыкой в России не гарантировало работу. К тому же в стране была «интересная политическая атмосфера», объясняет свой выбор Собер: «В Twitter начались всякие движухи, Минаев (Сергей Минаев — писатель, телеведущий, блогер. — Forbes) со своим «Минаев Live», Потупчик (Ксения Потупчик — общественный деятель, бывший пресс-секретарь молодежного движения «Наши». — Forbes). Я задумался об этом направлении, а политтехнологи, собственно, это пиарщики». Впрочем, вуз Собер к четвертому курсу бросил, чтобы сосредоточиться на музыке. Тогда же вместе с Варниным он основал группу «Мальбэк», которая быстро стала известной.
В ноябре 2017 года «Мальбэк» выступил в кишиневском ночном клубе Sky Bar. Там в то время работал 18-летний Никита Вильчинский. Он снимал aftermovie — ролики с нарезкой наиболее ярких моментов мероприятия, получая по €100 за работу. «Звук, эффекты, монтажные склейки, переходы — это был мировой уровень. Хоть сейчас выпускай клип», — вспоминает Саша свои впечатления от увиденной работы. Через общих знакомых группа нашла Никиту и пригласила на съемки клипов «Мальбэк», а также исполнительницы Лизы Громовой и артистки Эрики Лундмоен. Обеих певиц представлял созданный группой лейбл MLBC.
Вильчинский, который с пяти лет «играл в оператора», принял предложение и в сентябре 2018 года отправился в Норвегию. За шесть дней он с командой лейбла снял четыре клипа: «Дурачок» Лизы Громовой (более 188 000 просмотров на YouTube), «Яд» Эрики Лундмоен (54 млн просмотров), а также «Я рыдаю» (более 1,8 млн просмотров) и «За домами» (более 1,3 млн просмотров) для «Мальбэк» и Сюзанны. MLBC потратил на поездку, съемку и монтаж около 2 млн рублей, из них €2000 (148 000 рублей) заплатили Вильчинскому.
Этот опыт вдохновил Никиту на переезд в Москву: там музыкальная индустрия развивалась более динамично, чем в Кишиневе. В сентябре 2018-го он оказался в российской столице и той же осенью бесплатно снял и смонтировал aftermovie с двух концертов рэпера Элджея. А затем за 90 000 рублей сделал для него шесть сниппетов (фрагмент песни, записанный на видео). Заказ пришел благодаря Варнину, говорит Никита: «По сути, тогда он был моим менеджером и договаривался о гонорарах. Я бы в жизни так не договорился, а он тогда был топ-артистом».
Рождение тандема
Следующие два года карьеры Никиты и Саши развивались параллельно. Первый снимал клипы для российских артистов, которые сами к нему приходили благодаря сарафанному радио. За 2020-й он выпустил «Г€НГ Г€НГ» для рэпера Slava Voront$ov (более 670 000 просмотров на YouTube), «Спокойствие» для VACIO (более 578 000 просмотров) и другие.
Бюджеты проектов в основном были небольшие, в пределах 50 000 рублей. Гонорары клипмейкера тоже не превышали пары-тройки тысяч рублей, но и этих денег он не видел, так как все инвестировал в клипы. «Первое время у меня была тактика: инвестиции в клипы за счет уменьшения собственного гонорара. Это же (клипы. — Forbes) моя визитная карточка, поэтому я так делал», — объясняет он.
Деньги на жизнь ему приносил монтаж клипов для тиктокера Дани Милохина, с которым его познакомила продюсер и режиссер музыкальных клипов участников тиктокерского дома Dream Team House Лейла Гус. В 2020-м он, например, работал над видео к треку Милохина и Николая Баскова «Дико тусим» (81 млн просмотров). Гонорар Никиты варьировался от 50 000 до 100 000 рублей за ролик.
Собер же продолжал выпускать песни «Мальбэк» и других артистов MLBC. Но обстановка в команде постепенно становилась напряженной из-за трений между Варниным и его женой Сюзанной Каменской, которая выступала вместе с группой. Еще в октябре 2018-го певица обвинила мужа в домашнем насилии. «Я плачу слезами и солью, потому что Рома меня бьет, и я развожусь с ним сейчас. Это конец отношений Сюзанны и «Мальбэк», — спела она на одном из концертов. В мае 2020 года артисты выпустили альбом «Думаешь, это конец?», после чего приостановили работу.
После этого основным доходом Собера стали авторские отчисления от прослушиваний песен «Мальбэка» и других артистов MLBC. Он также работал как саунд-продюсер. «Если просто, то создавал музыку для видео», — вспоминает Саша. Сотрудничал в том числе с графическим дизайнером и фотографом Антоном Ревой, с автомобильным брендом Audi. В зависимости от клиента гонорар артиста варьировался от 30 000 до 150 000 рублей.
В 2021 году Никита предложил Саше поработать над клипом на песню Егора Крида «Телефон» (8,4 млн просмотров). Артист сам написал Вильчинскому, утверждает последний: «Ему понравились мои видео «Лондон» для Mayot и «Дюраг» для White Punk (видео вышли весной 2021 года. — Forbes). Он написал мне в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), говорит: «Какой кайф», что-то типа того. Я о**ел!» — делится эмоциями клипмейкер.
Собер согласился на совместную работу, так как и сам хотел к тому моменту развиваться в видео. На проекте он выступил креативным директором и написал тритмент (описание режиссерской концепции клипа) с референсами, сюжетом и ключевыми визуальными решениями. Вильчинский был режиссером. Бюджет составил более 1 млн рублей. Деньги пошли на гонорары команде из 50 человек, включая оператора, осветителей, художников-постановщиков, а также покупку и проявку пленки. Вильчинский свой гонорар в 100 000 рублей полностью инвестировал в производство клипа, Собер тоже ничего не заработал.
После «Телефона» клипмейкеры продолжили работу в тандеме, так как у них образовалась синергия. «Мы дополняли друг друга», — говорит Никита. За 2021 год они выпустили еще несколько заметных клипов — Windows для рэперов Mayot и Seemee (2,3 млн просмотров) и «Таблетка» для PLOHOYPAREN (7,1 млн просмотров). Гонорары за эти работы они все так же инвестировали в видеопроизводство, а жили на деньги от сторонних проектов. Собер продолжал получать авторские отчисления, они могли приносить ему от 100 000 до 1 млн рублей за квартал.
«Новая-новая школа в клипмейкинге»
Громко заявить о себе на рынке клипмейкерам удалось в 2022 году, утверждает автор канала о музыке «Брокен Дэнс» Николай Редькин. Этому способствовал выход клипа «Тесно» ANIKV, Aarne и Bushido Zho, который набрал 21 млн просмотров на YouTube. По словам клипмейкеров, на этом проекте они заработали около 200 000-300 000 рублей каждый. Но настоящим прорывом для приятелей стал 2023-й, когда они выпустили ролик на трек «За деньги да» INSTASAMKA. Песня стала «большущим хитом», отмечает Редькин, и помогла режиссерам закрепиться на рынке как «сильный клипмейкерский тандем».
Основным конкурентным преимуществом партнеров стал необычный стиль, считают опрошенные Forbes эксперты. «Для меня это свежо», — говорит менеджер по работе с артистами BandLink и «Яндекс Музыки» Артем Атанесян. Он описывает стиль Никиты с Сашей как «инстаграмный» и «арт-мейнстримный»: «Как будто наснимали 20-50 рилсов и соединили в один клип, где есть и сюжетная линия, и много разных идей, эффектов, переходов. Сейчас очень высокая скорость потребления [контента], мы привыкли к чему-то дофаминовому, и вот такие клипы подходят под этот новый мир, они такие же яркие, быстрые».
Продюсер Михаил Новицкий выделяет насмотренность и понимание трендов в качестве сильных качеств тандема. Клипмейкеры используют динамичный монтаж, экстремально контрастный цвет, сложные ракурсы, компьютерную графику и искусственный интеллект, а также объединяют графику и видео с помощью технологии дополненной реальности, перечисляет он. Атанесян добавляет к этому ряду «крутую работу» со сторителлингом, разными стилями и эстетикой.
Кроме того, тандему удается находить уникальные решения для каждого артиста, обращает внимание Редькин из «Брокен Дэнс»: «Например, на танцевальную песню «Тесно» они сняли клип, где просто куча людей танцует. Это может быть не «вау» с точки зрения сюжета и декораций, но это соответствует эстетике, духу и звучанию песни». Это подтверждает креативный продюсер музыкальных проектов в России и СНГ Виктория Некрасова. По ее словам, артисты обращаются к Вильчинскому и Соберу, когда хотят «получить новый взгляд, новое прочтение своего творчества, своей вселенной».
По наблюдению Атанесяна, клипмейкеры смогли создать визуальный язык, который подошел «новой-новой школе» (речь о Melon Music, Mayot, Lildrughill и других рэперах, которые сменили Young Russia, Pharaoh, Boulevard Depo и других представителей «новой школы»), и стали «новой-новой школой в клипмейкинге». Сейчас Вильчинский и Собер входят в топ-10 самых концептуальных и модных клипмейкеров России, утверждает PR-менеджер групп «Моя Мишель» и SEREBRO Катерина Урлова. По ее словам, с ними хотят поработать многие артисты, причем не только из хип-хопа, но и из поп- и инди-среды.
На адреналине
Хотя клипы стали визитной карточкой тандема, в других форматах они тоже работают. Например, в 2023 году вышла пока что единственная в портфолио Вильчинского и Собера короткометражка — «Нурландос» (6 млн просмотров) с комиками Нурланом Сабуровым и Богданом Лисевским в главных ролях. Саша называет эту работу адреналиновой, так как от начала производства до выхода видео прошло не больше трех недель. Бюджет проекта составил порядка 12 млн рублей.
Партнеры также занимаются рекламой. Например, в 2023 году они сняли 10 рекламных роликов для букмекерской компании BetBoom, платежного сервиса «Яндекс Пэй», сети магазинов одежды O'Stin и интернет-магазина одежды и обуви Lamoda и других компаний. «Яндекс» и Lamoda подтвердили сотрудничество, но не раскрыли его условия. O'Stin и BetBoom не ответили на запросы Forbes.
Клипмейкеры не раскрывают свой доход за 2023 год, но утверждают, что за один съемочный день в рекламе могли получать по 1 млн рублей на двоих. А средний заработок за видео, включая клипы, составлял порядка 500 000 рублей на каждого. По оценке Новицкого, за тот год клипмейкеры могли заработать 10 млн рублей. По его наблюдениям, на российском рынке размер гонораров молодых режиссеров «очень размыт»: «Можно снимать три клипа бесплатно, потом за 100 000 рублей сделать ролик для маленького бренда, а после него продать себя на рекламу банка с гонораром в 1,5 млн рублей. Парни (Никита и Саша. — Forbes) работают по такому же принципу, все стандартно».
Диджей и музыкант Дмитрий Гуменный (DJ DIMIXER) полагает, что партнеры могли заработать в 2023 году около 40 млн рублей. Размер гонорара зависел от количества съемочных дней. В случае рекламы это минимум два дня, а клипа — три, добавляет он. Тот же букмекер BetBoom, по его словам, платит в несколько раз выше рынка. Помимо этого, Вильчинский и Собер могли давать платные консультации, что также увеличило их доход, заключает собеседник Forbes.
Клипмейкеры добавляют, что почти половина созданных ими клипов не принесла им денег. Среди них — Domino рэпера Lildrughill (1,5 млн просмотров) и клип Хаски, который выйдет в «ближайшее время». Такие проекты позволяют получить hard skills (технические навыки, необходимые для выполнения конкретных задач на работе) без необходимости тратить время и деньги на образовательные курсы, поясняет Вильчинский.
Разные пути
Вскоре после выхода клипа «За деньги да» к Никите и Саше обратились представители Дмитрия Маликова, Сергея Лазарева, но режиссеры отказали в сотрудничестве, так как «не чувствовали коннект» с этими артистами. В целом рынок к тому моменту «подпросел», делится Собер: «Клипы пляшут от музыки, а в музыке сейчас не сказать что есть звезды, их минимальное количество. А у этого минимального количества не все треки большие хиты. Посмотрите топ «VK Музыки» — там люди, которых в лицо никто не знает». Такую ситуацию он связывает с отсутствием в России «полноценной культуры лейблов», когда продюсеры формируют образ артиста, создавая из него звезду.
В связи с этим Вильчинский стал изучать возможности за рубежом. Еще в начале 2024 года он на девять месяцев переехал в Штаты. Практически сразу после приезда в Лос-Анджелес с ним связался основатель студии Blank Square Productions Эдгар Эстевес, который, по словам Вильчинского, следил за ним в социальных сетях, и предложил поработать вместе. Так, Никита в команде других режиссеров студии выпустил клипы Did It First рэперов Ice Spice и Central Cee (46 млн просмотров), Active для Asake и Travis Scott (13 млн просмотров) и MMS Asake и Wizkid (6,6 млн просмотров). Он также снял клип для американского рэпера Nettspend, который выйдет в этом году.
Несмотря на то что ему довелось поработать с артистами мирового масштаба, об этом опыте Никита рассказывает сдержанно. «Я не был основным режиссером, поэтому для меня это не самое крутое, что можно было сделать», — признается он. Что касается трудностей, то основной в США он видит «огромную конкуренцию». Но ее он воспринимает как возможность вырасти профессионально. «Лютый кайф — быть худшим среди лучших. В Москве легко выйти на [хороший] уровень [жизни], конкуренция маленькая, начинаешь расслабляться. Комфорт, ресторан, доставка, ездишь [на такси] на Maybach за 5000 рублей. Меня лично комфорт не так мотивирует», — рассуждал Вильчинский в одном из интервью.
Суммарно за прошлый год Никита выпустил порядка 25 проектов, почти все из них были клипами, остальное — реклама. Он не раскрывает размер своих гонораров, но отмечает, что в России они упали, так как он стал мало работать в стране. Что касается США, по российским меркам заработок Вильчинского там «нормальный, а по американским — очень маленький». Диджей Дмитрий Гуменный считает, что Никита мог заработать в прошлом году около 50 млн рублей. Собер также работал на иностранных проектах. Например, снял клип Superstar Illness для армянской певицы Brunette (2,9 млн просмотров). Всего он выпустил около 16 видео и суммарно заработал порядка 8 млн рублей.
Друзья и коллеги продолжают сотрудничать. Например, в ноябре 2024-го вышел клип Uhh Yeahh нигерийского рэпера Asake (4,1 млн просмотров), снятый в тандеме. Но глобально у них разные планы. Собер сфокусировался на российском рынке и хочет снимать кино. В 2025 году на одной из отечественных стриминговых площадок выйдет сериал, где Саша был одним из режиссеров. Никита конкретных планов на будущее не строит, но намерен поработать в разных странах и мечтает о коллаборации со своим «кумиром №1» Канье Уэстом. Продюсер Михаил Новицкий уверен, что Вильчинский и Собер смогут добиться успехов по отдельности: «То, что они в какой-то момент нашли друг друга и у них получилось несколько удачных проектов, не означает, что они друг без друга неполноценные [творческие] единицы. Они будут развиваться каждый в своем направлении на тех рынках, где сами находятся».