Треть россиян не чувствуют баланс между работой и личной жизнью
У трети сотрудников в России нет баланса между работой и личной жизнью. Чаще всего это чувствуют зумеры — среди них 36% говорят о том, что уделяют слишком много времени одной из сфер, и считают такой формат неоптимальным. Такого же мнения придерживаются 33% представителей поколения Х (44–60 лет) и 32% миллениалов (28–43 года). Это показал опрос, проведенный исследовательским холдингом «Ромир» и сетью магазинов Fix Price. В нем приняли участие 876 респондентов, работающих в разных регионах России.
Чаще всего причина дисбаланса в том, что работа отнимает слишком много времени: об этом заявили 96% миллениалов и представителей поколения Х. Среди зумеров 93% респондентов предпочли бы иметь больше времени на себя, а 7% наоборот, хотели бы больше работать.
Руководитель отдела по работе с клиентами кадровой компании UTEAM Анна Четаева считает такие результаты «тревожным сигналом». По ее словам, отсутствие work-life баланса приводит к стрессу, выгоранию и ухудшению психического здоровья, что сказывается на работе всей команды и может стать причиной повышенной текучки кадров, а значит, и дополнительных затрат на поиск и обучение новых специалистов.
Чтобы достичь баланса между работой и личной жизнью, россияне готовы отказаться от некоторых вещей. На первом месте у старших сотрудников уровень доходов: 38% миллениалов и 35% представителей поколения Х согласны зарабатывать меньше, чтобы иметь больше свободного времени. Во вторую очередь они готовы пожертвовать «удаленкой» (31% и 27% соответственно), а также возможностью перейти на более высокую должность (30% и 27%).
Зумеры расставляют приоритеты иначе. Почти треть (32%) сотрудников в возрасте 18–27 лет могут сменить «удаленку» на офис для того, чтобы работать меньше. 31% молодых сотрудников ради баланса готовы отказаться от текущего уровня зарплаты, а 23% — от возможности работать на интересном, но трудозатратном проекте.
Четаева считает логичным то, что зумеры готовы пожертвовать «удаленкой», чтобы найти work-life баланс. По ее словам, после пандемии и продолжительного периода дистанционной работы многие ощутили усталость от виртуального формата, и молодые сотрудники не стали исключением. «Личное общение с коллегами способствует более глубокому пониманию друг друга, позволяет продуктивнее выполнять задачи, перенимать опыт старших коллег и лучше устанавливать доверительные отношения», — перечисляет она.
Чувствуется, что zoom fatigue (термин, которым описывают усталость от постоянных онлайн-колов) переходит на все поколения, согласен с Четаевой HR-директор Альфа-банка Марат Исмагулов. В качестве примера он приводит недавно запустившийся в банке проект Non Random Coffee для общения и нетворкинга сотрудников. В первый же день участники поделились, что хотели бы, чтобы все встречи проходили в живую и в офисах, а не в онлайне — об этом говорили в том числе и молодые сотрудники, утверждает Исмагулов.
Опрос также показал, что главный фактор, который может заставить представителей всех поколений работать сверхурочно, — оплата за переработки (этот пункт выбрали почти 70% респондентов). Люди согласны работать больше и в случае, если это приведет к росту зарплаты в будущем. Зумеры чаще представителей других поколений готовы задерживаться на работе, если это сулит им быстрое продвижение по карьерной лестнице (38% против 33% у миллениалов и 21% у «иксов») или если проект им интересен (22% против 17% и 15% соответственно). Реже всего работники разных возрастов соглашаются перерабатывать, чтобы получить похвалу руководителя. А 12% опрошенных заявили, что не готовы задерживаться ни по какой причине, причем чаще всего такой ответ встречался у представителей поколения Х.
Работать активнее в отведенное для этого время 72% сотрудников всех возрастов тоже мотивирует более высокая зарплата. 62% готовы прилагать усилия из-за премий или надбавок, а 41% становятся продуктивнее, если работают в дружном коллективе. Меньше всего энтузиазма добавляют возможность посещать корпоративный спортзал и билеты на различные мероприятия.