К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Нанять самозванца: мешает ли российский опыт в поиске работы за рубежом

Штаб-квартира Zalando (Фото Jacobia Dahm / Bloomberg via Getty Images)
Штаб-квартира Zalando (Фото Jacobia Dahm / Bloomberg via Getty Images)
Forbes продолжает серию колонок российских специалистов, которым удалось трудоустроиться за границей, — «На новой почве». Бывший сотрудник «Яндекса» Станислав Ивницкий рассказывает, как стал руководителем маркетинговой команды в европейском маркетплейсе Zalando без знаний локального рынка

Курс на Европу 

Я начинал карьеру в 2009 году в московском офисе рекламного агентства BBDO: пришел на позицию ассистента отдела стратегического планирования и за пять лет дорос до старшего стратега. Впоследствии я устроился в «Яндекс», где год занимался запуском маркетплейса Bringly.

В 2019 году проект закрыли, так как его главный конкурент китайский маркетплейс Aliexpress в несколько раз увеличил инвестиции в российский рынок. Мне предлагали другие задачи в холдинге, но я решил уйти, так как мечтал жить и работать за границей. В том же году я устроился старшим консультантом в международную консалтинговую компанию Interbrand и переехал в Берлин. А оттуда в 2020 году перешел в немецкий маркетплейс Zalando, на позицию руководителя группы маркетинговой стратегии в Европе. 

Поскольку я приходил на декретную ставку, спустя два года мне снова пришлось искать работу. Я смотрел вакансии как на рынке в целом, так и внутри Zalando. В итоге, после череды собеседований в феврале 2022-го компания подписала со мной долгосрочный контракт. Теперь я отвечаю за маркетинг маркетплейса в Чехии и Словакии. 

 
The Globals — telegram-канал о релокации
Канал о людях, которые строят бизнес и жизнь по всему миру
Подписаться

Качественное резюме  

Первое, что я понял, когда искал работу в Европе, — важно постоянно адаптировать свои навыки и знания под конкретного работодателя. У меня до сих пор есть папка на рабочем столе, где хранятся 40 версий моего резюме. Без них было бы сложнее выделиться среди соискателей. 

Дело в том, что нанимающему менеджеру поступают десятки писем от кандидатов, и у него есть всего пара минут, чтобы оценить каждого. Поэтому, чем больше в тексте знакомых слов, тем выше шансы, что рекрутер обратит на вас внимание, и вы получите заветное приглашение на собеседование. Например, мне приходилось менять позицию «старшего бренд-менеджера» в «Яндексе» на «marketing lead» (ведущий специалист по маркетингу) — такое название более понятно и привычно в Европе. 

 

Когда я искал работу, то тратил на адаптацию текста по несколько часов. Сейчас это можно сделать за несколько секунд. Для этого достаточно загрузить описание вакансии и свое резюме в ChatGPT или другой сервис на базе нейросетей. 

Сила нетворка

Качественное резюме — полдела. Вы увеличите свои шансы на интервью, если найдете в интересующем вас проекте знакомых. Когда я искал работу, четыре из пяти компаний, куда я отправлял документы через текущих сотрудников, приглашали меня на интервью. Если же я откликался на вакансию через сайт, то получал вдвое меньше ответов. Уже будучи нанимающим менеджером в Zalando, я узнал, что все, кто приходят по так называемым реферальным программам попадают «в отдельную папку» и оцениваются в первую очередь, так как к ним больше доверия. 

Если у вас нет знакомых в нужных проектах, не беда. Вы можете найти их через социальные сети, в том числе Linkedin. Так делал и я. Такие контакты пригодятся вам и на более поздних этапах отбора, например, перед интервью. Сотрудники могут вам рассказать о реальных вызовах компании, на каком языке говорить с нанимающих менеджером и пр. Так ваши шансы впечатлить потенциального работодателя сильно возрастут. Вопреки распространенному мнению, люди охотно делятся информацией. Текущими сотрудниками, как правило, движет желание поделиться опытом, а бывшими — выговориться, ведь их больше не сковывает договор о неразглашении.

 

Отзывы от кого-то из ваших бывших коллег также могут сыграть в вашу пользу. Так, во время собеседовании в Zalando, я узнал о том, что одна из интервьюеров финального этапа отбора — бывшая коллега моего руководителя из Interbrand. Я с ней связался и попросил написать рекомендацию. Она стала одной из причин, почему среди соискателей выбрали именно меня. 

Локальные нюансы

Я до сих пор помню, какое облегчение получил, когда после месяцев подготовки и интервью получил заветный оффер. Однако это чувство быстро сменилось неуверенностью на грани с синдромом самозванца. Первое время после выхода в Zolando я задавался вопросом: как я могу заниматься маркетингом в Европе, если раньше работал только с российским рынком? 

На деле такой опыт оказался преимуществом. В России некоторые отрасли, например, e-commerce и финтех развиты сильнее, чем в Европе. Поэтому российский специалист лучше понимает, куда движется сектор, и точнее спланирует дальнейшие шаги компании. Мои знания и опыт в измерении эффективности «Яндексе» оказались полезными для работы в Zalando. 

Со временем я понял, что и отсутствие локальной экспертизы — моя сильная сторона. Когда знаешь местных инфлюенсеров, культурные коды, легко попасть в ловушку собственных предпочтений. Человек же извне прежде всего ориентируется на цифры. Они могут дать более объективную картину и подсказать, в какую сторону лучше двигаться команде. 

К тому же люди переоценивают различия между странами. Многие полагают, что география определяет потребности и интересы человека. На деле у молодого предпринимателя из Чехии больше общего с российским стартапером, чем с его соотечественником более старшего возраста. В случае с одеждой, потребности также отличаются не сильно. Вне зависимости от страны, люди покупают платья, обувь ради самовыражения, а при выборе магазина ориентируются прежде всего на цену и ассортимент.

 

Впрочем, опираться исключительно на российский опыт и интуицию не стоит. Например, при запуске категории pre-owned (подержанной одежды. — Forbes), я ошибочно рекомендовал направить усилия на «нормализацию» покупки секонд-хенда. Это оказалось не нужным: в Европе массовый потребитель более открыт винтажным вещам, чем в России.

Компенсировать недостаток локальной экспертизы помогла команда. По моему опыту, связка «местный специалист — руководитель извне» дает самые высокие результаты в бизнесе. Поэтому в Zalando работаем так: сотрудники приносят сильные идеи по локальному спонсорству или выбору инфлюенсеров, а я помогаю сделать правильный выбор на базе объективных факторов, например, размера реальной аудитории, соответствие блогеров стратегии бренда и пр. И наоборот, они корректируют меня, если считают, что тот или иной шаг, который помог бы в России, не принесет пользу в Европе. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+