К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мед из борщевика и другая романтика: зачем успешные горожане становятся фермерами

Фото DR
Фото DR
Фермерство остается не самой востребованной нишей, так как для многих ассоциируется исключительно с тяжким физическим трудом и долгими, не всегда окупаемыми инвестициями. Но есть и те, кто увидел в нем определенную романтику и перспективу. Отказаться от топовой должности в крупном банке, оставить бизнес в $1 млн или просто резко сменить профессиональное направление — такие непростые решения когда-то приняли пожелавшие стать фермерами герои материала Forbes

Фермерский бум в России начался еще в 2014 году, когда был задан тренд на импортозамещение, рассуждает в беседе с Forbes глава центрального аппарата Ассоциации «Народный фермер» Иван Мартьянов. Тогда люди увидели возможности для заработка. «А самые успешные хозяйства были созданы теми, кто уже имел какой-то небольшой бизнес: магазин, автомойку или кафе», — добавляет он. Конкуренция в сельском хозяйстве, по его словам, до сих пор меньше, чем в других секторах экономики, есть свободные ниши, которые и заняли фермеры новой волны. 

По словам Мартьянова, фермерские хозяйства укрупняются, растет их вклад в валовое производство агропродукции — с 2014 года производство увеличилось в три раза, а по отдельным видам сельхозпродукции (баранина, ягоды, нишевые культуры) вклад фермеров является определяющим. 

«Люди переезжают из городов, продают квартиры и автомобили, находят самые разные направления для заработка, как в традиционном сельском хозяйстве (растениеводство и животноводство), так и в переработке», — комментирует Мартьянов. Forbes рассказывает истории четырех человек, которые решили заняться фермерством, отказавшись от успешной карьеры или бизнеса в других сферах, и смогли добиться успеха.

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Мед из борщевика

Владимир Голичков до прихода в сельское хозяйство успел поработать на мебельном предприятии за небольшую зарплату и раздумывал над предложением о работе в металлургической компании. «Предлагали спокойную офисную должность за хорошие деньги, я колебался, но в итоге выбрал то, к чему лежала душа: фермерство, а именно пасеку», — вспоминает Голичков. 

Воспоминания о детстве, проведенном в деревне в Воловском районе Липецкой области, переросли сначала в интерес, а потом и в любовь к пчелам. 

 

Первую пасеку Голичков организовал у себя на даче в деревне Юрово под Раменским в Московской области. Начиналась пасека с трех пчелиных семей, а первый урожай составил всего три фляги меда, которые, впрочем, быстро разошлись по знакомым. В 2018 году Голичков получил государственный грант в 1,5 млн рублей на условиях софинансирования всего в 10%. Он смог расширить хозяйство и купить трактор для обработки близлежащих территорий и посева медоносных растений. В Подмосковье фермеры, получившие грант, могут претендовать на земельные участки без проведения торгов. 

«В Подмосковье с финансовой поддержкой проблем нет, разработано немало программ, которыми может воспользоваться любой желающий. Если программа развития хозяйства составлена адекватно и ей действительно получается следовать, проблем не возникнет», — поясняет фермер. К тому же только в этом регионе фермеры освобождены от налога на прибыль до 100 млн рублей. Свои ульи Голичков расположил и в Липецкой области — на паевых землях, которые ему передали родственники, ранее состоявшие в колхозах.

Фото DR

«Сейчас у меня 300 пчелосемей, в каждой — от 60 000 до 100 000 пчел в пиковый период перед медосбором», — говорит Голичков. Сейчас каждая такая семья стоит порядка 6000-7000 рублей. В 2020 году, по оценке Роскачества, мед с фермы Голичкова занял третье место среди 46 исследованных российских торговых марок. 

 

Управляться с пасекой помогают старший и младший братья Владимира, а для некоторых работ привлекают других пасечиков. Развитие фермы идет постепенно, она обрастает инфраструктурой, приобретаются земельные участки, которые засевают медоносными растениями, строятся помещения для переработки и хранения меда. 

По словам Голичкова, мед на его пасеках получают в том числе из борщевика. Агрессивный сорняк, помимо способности вызывать сильные и долго не заживающие ожоги, известен еще и своей медоносностью, и в этом качестве он совершенно безопасен. «Наши ульи стоят в Липецкой и Московской областях, и на этих территориях попадаются участки с борщевиком, а пчелы просто выбирают самые богатые нектаром растения», — поясняет Голичков. Любят пчелы также фацелию, мордовник, румянку розовую и пустырник. Насекомые требуют высокой квалификации и постоянного внимания, так как они могут болеть, обрастать паразитами или снижать производство меда из-за погоды и иных факторов, поэтому заниматься ими сложнее, чем может показаться на первый взгляд, отмечает фермер, и сам он постоянно обменивается опытом с другими пчеловодами и старается находить возможности для повышения уровня компетенций, а на старте работы ему помогали знания, полученные в Тимирязевской академии.  «В 32 года я даже поступил в Тимирязевскую академию, где мне посчастливилось учиться у Надежды Васильевны Максименко, которая участвовала еще в селекции карпатской пчелы в советское время», — вспоминает Голичков.

В 2023 году выручка пасек Голичкова составила 15 млн рублей с 20 т меда. Реализовывать мед помогают другие фермеры, занятые производством сыра. «В магазинах Олега Сироты, Вячеслава Ковтуна и Анны Матюшкиной мед идет на ура, так как сочетание сыра с чем-то сладким стало для россиян привычным», — делится Голичков.

В 2024 году пасека еще вырастет, до 500 пчелиных семей. «И благодаря зоотехническим процедурам надеемся добиться получения большего количества меда с каждого улья», — планирует фермер.

Небедные овечки

Мария Порватова, бизнесмен и китаевед, основала экспортно-импортную компанию Easy way Gifts Co.Limited по поставке сувенирной продукции из Китая в Россию с офисом в Гуанчжоу, и за 6 лет смогла достичь отличных финансовых результатов: по собственным словам владелицы, оборот достигал $1 млн. По данным системы СПАРК Интерфакс, максимальная выручка ООО «Изивей», совладельцами которой являются Анна и Мария Порватовы, пришлась на 2021 год и составила 49,6 млн рублей; в 2023 году — 26,18 млн рублей. «Компания существует и сейчас, просто я не принимаю такого активного участия в ее работе. В какой-то момент мне захотелось чего-то большего, чем просто купля-продажа, и я задумалась о возвращении в Россию, в родное село в Хакасии. Когда была накоплена необходимая сумма для стартового вложения, я приступила к воплощению своей бизнес-идеи: созданию современного, прибыльного овцеводческого хозяйства», — вспоминает Порватова. Своим примером ей хотелось привлечь молодежь в село, показать сельское хозяйство не только как трудоемкий, но и увлекательный и, при правильной организации, весьма прибыльный вид бизнеса. 

 

История овцеводческой фермы началась в 2016 году с отары в 500 голов, шестимесячных ярочек (молодых овец, не имвших ягнят) тувинской породы, которые обошлись в 1,5 млн рублей. «Тогда в регионе был лишь один племзавод, а представления о том, как надо выращивать животных и каких результатов с ними можно добиться, сильно устарели», — вспоминает Порватова. Мясное направление требовало внимания и новшеств: новых животных, смешивания кровей для увеличения привесов и темпов роста, которых удалось добиться благодаря искусственному осеменению. На данный момент хозяйство реализует помесных ярочек и баранов помеси эдильбаевской породы с гиссарской.   

Фото DR

С покупкой и арендой земли проблем не возникло, однако это, скорее, везение, говорит Порватова. К 2016 году три хозяйства в округе разорились и освободилась земля, на которую удалось вовремя оформить аренду, часть же была выкуплена по приемлемой цене.  

За первые три года затраты составили 25 млн рублей собственных средств. «После мы стали более активно кредитоваться. Убойный цех, например, построен благодаря льготному кредитованию от Минсельхоза, эта же программа помогла закупить сельхозтехнику», — рассказывает Порватова. Лето в регионе короткое, весь остальной год овец надо подкармливать, и все корма на ферме выращивают и заготавливают самостоятельно. К тому же надо восстанавливать пастбища, подсевать травы, а для всего этого нужен целый парк машин. По словам Порватовой, в агробизнесе деньги оборачиваются долго, плюс до 30% прибыли в первые годы приходится отдавать на приобретение новых земель, а пастбищным животным требуется довольно много земли. Да и ярочек растить непросто: каждое животное стоит 12 000 рублей, растить его надо два года, содержание в течение этого времени обходится в 6500 рублей. Сейчас маточное поголовье составляет 2000 голов, земельный фонд — 4000 га, еще 600 га на этапе оформления. 

Самой большой сложностью оказался поиск квалифицированных, да и просто желающих работать с животными кадров. «Мы агитируем школьников учиться на ветврачей, готовы платить стипендию, предлагаем бесплатное размещение работникам с семьями на территории фермы и мотивационную программу по повышению заработной платы в зависимости от результативности и опыта работы, но проблема незаинтересованности специалистов в жизни вне города очевидна», — говорит Порватова. Пока многие позиции (а на ферме трудится 13 человек) закрывают не местные жители, а мигранты. 

 

«Сейчас ферма прекрасно себя обеспечивает финансово, есть возможности для наращивания оборотов и выплаты кредитов. А прибыль мы, согласно нашему бизнес-плану, начнем получать в 2026 году, когда дойдем до четырех полноценных отар, это 2800-3000 животных», — делится планами Порватова. В 2023 было произведено 35 т мяса, выручка составила 17 млн рублей. Пока продукция (охлажденное мясо в разделке) продается оптом в Хакассии, Красноярском крае и Новосибирской области. 

В 2024 году, ближе к лету, начнется строительство агротуристического комплекса, объекты размещения гостей будут готовы в октябре 2024 года. Проект стал возможен благодаря государственному федеральному гранту «Агротуризм». «В перспективе мы планируем запустить собственный бренд субпродуктов в вакуумной упаковке, но это дело затратное, пока увеличиваем поголовье и оборот мяса», — отмечает Порватова.

Клубничная история

Майя Полунина ушла с должности замдиректора строительной компании, работающей в Удмуртии, которую занимала семь лет. Мужу же пришлось бросить работу председателя профсоюза на нефтехимическом предприятии. «Создать свое дело решились в 2021 году, — рассказывает Полунина. — Мы с супругом умеем работать, а работодатели зачастую этого не ценили. Но нам удалось получить грант в размере 3 млн рублей, и вкупе с собственными вложениями в 2,5 млн рублей (которые были взяты в кредит) это позволило приобрести трактор, 2,5 га земли в родной Удмуртии и посадочный материал клубники для выращивания в открытом грунте». В 2021 году на 20 грантов в регионе было подано 174 заявки, и изначально конкурс пройти не удалось, но позже пришло дополнительное финансирование, а несколько участников отказались от грантов, и Полуниных все же включили в программу.

«Землю искали долго, больше года ездили по двум субъектам. В Пермском крае земля очень дорогая, при этом пустующая, в Удмуртии обрабатываемой земли намного больше. Первую паевую землю там взяли еще в 2020 году, выбрать участок и оформить все по закону нам помогла местная деревенская глава», — вспоминает Полунина.

 

В 2022 году Майя с мужем стали победителями национальной премии «Бизнес-успех», реализовав рассаду на 11 млн рублей. «Посадочный материал, как выяснилось, в России в дефиците, особенно подходящий для нашей полосы, мы завезли свой из Европы и размножили его на своей ферме, именно продажа усов клубники (целых 180 000 шт) позволила нам удачно «стартануть», — говорит Полунина. В 2023 году прибыль оказалась меньше — всего 5 млн рублей, так как для расширения площадей, которые к концу прошлого года достигли 5,5 га (10 т ягоды), значительную часть посадочного материала нужно было оставить себе, и продажи усов были более скромными — 80 000 шт.

Ягода продается благодаря социальным сетям, покупатели забирают ее из специальных пунктов выдачи. «Ниша еще не заполнена: в 2023 году мы не закрыли 435 заявок, оставленных жителями Удмуртии, а минимальный объем закупки у нас составляет шесть литров или около четырех килограммов», — говорит Полунина. Реализует продукцию также небольшая розничная сеть в Ижевске. «А вот с «Магнитом» договориться не удалось — требования сети практически невозможно выполнить. Например, согласно договору, срок хранения ягоды должен составлять девять дней, хотя это не крыжовник, клубника хранится всего 3-4 дня, а дальше превращается в вино, — иронизирует фермер. — К тому же нам пришлось бы менять тару на пластиковую с картонной».

Еще одним направлением работы стало создание кооператива, уже в августе планируется зарегистрировать устав. Новое объединение, в которое войдет три фермера, займется переработкой клубники, а также ее сбором, хранением и доставкой до других регионов в пиковый период, когда в родном регионе ее становится слишком много, рассказывает Полунина. «Клубника лежит всего несколько дней, ее нельзя отложить до лучших времен и продать позже, так что объединенными усилиями нескольких хозяйств попробуем решить проблему и организованно вывезти часть товара, например, в Москву», — поясняет она. Переработка преследует ту же цель: снять излишки продукции и равномерно распределить ее продажи в течение всего года, и подразумевает производство джемов, варенья и сублимированных ягод. «Правда, пока не решили, что выбрать в качестве упаковки: дой-паки или традиционную стеклотару», — добавляет Полунина.

Фото DR

Многие фермеры, начавшие было заниматься клубникой, часто ее бросают, не получив ожидаемого результата. «Тут много нюансов. Клубнику любят все, от ворон и дроздов до слизней и жучков с муравьями. У знакомого фермера всю ягоду съели прилетевшие с соседнего поля с рапсом трипсы (насекомые-вредители. — Forbes). Плюс растение восприимчиво к погоде. Неделя дождей — и все сгнило, возвратные заморозки также убивают все на корню», — говорит Полунина. Однако с последним фактором помогает бороться сортовое разнообразие — за сезон, начинающийся в конце мая, получается собрать несколько урожаев, и если погибла одна партия, вероятно, удастся собрать следующую. Так, в прошлом году благодаря затяжному теплу убирали ягоду даже в октябре.

 

Из ближайших планов — оформление заявки на грант на строительство теплицы и запуск отдельного рассадника клубники. «Также в 2024 году хотим добавить 2 га клубники и еще 3 га засадить малиной», — рассказывает хозяйка фермы.

Из банкира в козоводы

Андрей Болсуновский 20 лет посвятил банковской сфере, и в свои 40 понял, что готов променять должность вице-президента Юниаструм Банка и стрессовую работу 24/7 на размеренную жизнь в сельской местности. «Я давно тяготел к аграрной сфере, еще работая в банке держал птиц в загородном доме. Ко мне уже тогда приезжали в гости друзья, чтобы посмотреть на коллекцию кур почти 30 разных пород, ввезенных из-за границы», — вспоминает Болсуновский.

В 2012 году он окончательно решил сменить сферу деятельности и уволился. Год после провел в путешествиях, в том числе ездил в Австралию, изучал, как живут фермы в глубине континента. «Я оценил привлекательность различных направлений животноводства в Красноярском крае, откуда я родом, и пришел к выводу, что самое время заняться молочным козоводством: оно не сильно развито, но имеет прекрасные перспективы. На тот момент породистых животных в хозяйствах почти не было, а максимальный надой составлял 1,5 л при возможных 4 л», — поясняет фермер.

В 2013 году было закуплено 40 голов коз зааненской породы. Тогда каждое животное стоило $1500 (доллар в 2013 году стоил в среднем 33 рубля). Но большая часть денег ушла на покупку земли, так как на законных основаниях получить ее в аренду от государства не получилось. Проблема характерна для многих регионов, отмечает бывший банкир, — несмотря на наличие свободных участков согласно кадастровым картам, владельцы крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) не могут их получить из-за бюрократических препонов и зачастую просто выкупают землю по рыночным ценам. Всего на старт ушло около 12 млн рублей. «У меня, как у физлица, на тот момент было несколько кредитных линий с хорошими процентными ставками, и, помимо накоплений, я вложил в проект заемные средства, — рассказывает Болсуновский. — На протяжении всех этих лет я беру и гашу кредиты, это прекрасный инструмент для развития, главное уметь им пользоваться и брать посильные суммы. Многие грантовые программы подразумевают софинансирование, так что даже при получении средств от государства это актуально». Сейчас на ферме содержится около 400 коз пяти пород, скрещивание которых позволило достичь высоких надоев. 

 

В 2015 году появилось направление агротуризма. «Мы устали от просьб показать животных и прогуляться по ферме, поэтому решили зонировать территорию и оставили 3 га под туристов, там в уютных вольерах живут козы и другие животные, от овец до осликов и нутрий, работают мастерские народных ремесел, есть домики для проживания и бани», — хвалится Болсуновский. На ферме расположился еще и партнерский проект иппотерапии (терапии лошадьми) для детей, который лишился собственного участка. 

Агротуризм стремительно развивался последние годы и уже в 2023 году прибыль с него выросла до 30% от общей с 10-15% на старте. «Это отличный вариант для диверсификации бизнеса. Нельзя складывать все яйца в одну корзину, проекты с несколькими направлениями более стабильны», — поясняет Болсуновский.

В 2018 году было решено заняться сыроварением. Сейчас производство составляет 6 т крафтового сыра в месяц, всего около 30 сортов, от 1900 до 3900 рублей за кг. «У нас шесть собственных точек продаж в регионе, плюс постоянным покупателями становятся многие туристы, приезжающие на ферму», — рассказывает фермер.

Того уровня дохода, от которого пришлось отказаться, покинув банковскую сферу, удалось достичь более чем через три года, однако и эти деньги приходилось вкладывать в дальнейшее развитие. «Но теперь каждое из направлений бизнеса дает не менее 10 млн рублей в год», — подсчитал Болсуновский. Увеличивать поголовье фермер не планирует — сейчас оно как раз покрывает потребности сыроварни в сырье. «А в промышленные масштабы я уходить не планирую, я классический представитель малого бизнеса», — заключает он.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+