К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Растем вместе с рынком: как победители рейтинга Forbes «30 до 30» провели 2023 год

Иван Марьясин (Фото Владимира Васильчикова для Forbes)
Иван Марьясин (Фото Владимира Васильчикова для Forbes)
Рост числа клиентов и пользователей, запуск новых проектов и выход за рубеж — то, чем уходящий год запомнился победителям рейтинга «30 до 30». Они рассказали Forbes о своих успехах, сложностях, с которыми пришлось столкнуться, и планах на 2024-й

Кризис на пользу 

Для победителя рейтинга Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в категории «Финансы и инвестиции» Ивана Марьясина 2023 год оказался успешным. Его компания Monite выросла в девять раз по выручке. Предприниматель не раскрыл точный показатель, но отметил, что он достиг «сотен тысяч евро — ближе к миллиону». 

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Марьясин запустил Monite в начале 2020 года вместе с партнером Андреем Корчаком. На старте компания разрабатывала платформу, которая позволяла пользователям из числа малого и среднего бизнеса выставлять счета, обрабатывать входящие платежи и пр. В 2021 году стартап сделал пивот: теперь он предлагает программный интерфейс (API) для маркетплейсов, банков, финтех-сервисов и других поставщиков услуг для малого и среднего бизнеса. Они могут встроить его в свои существующие приложения, чтобы предоставлять клиентам-предпринимателям различные финансовые услуги, такие как автоматическое напоминание об оплате, управление расходами, контроль кредиторской задолженности, аналитика по доходам и др. За 2023 год количество клиентов стартапа увеличилось с пяти до 27 компаний.

Вырасти сервису во многом помог кризис на инвестиционном рынке, считает Марьясин: «С финансированием на рынке все плохо. Деньги поднимать тяжело, разоряется куча компаний. Выживают сильнейшие», — описывает он контекст 2023-го. Поэтому бизнес стал экономить время и деньги: если раньше компании тратились на самостоятельную разработку необходимых решений, то сейчас они предпочитают покупать сторонние, объясняет предприниматель. Это оказалось на руку и Monite. 

 

Впрочем, вклад тренда в рост Марьясин оценивает всего в 5%, остальные 95% — заслуга команды. За 2023 год компания существенно нарастила штат — он увеличился с 35 до 50 сотрудников за счет топ-менеджеров крупных финтех-компаний, например британского необанка Atombank и голландской платежной компании Adyen, и менеджеров по продажам. Последние помогли основателям снять с себя часть задач — на старте они лично вели переговоры с потенциальными клиентами и заключали сделки, поясняет предприниматель. По его словам, масштабирование продаж — это непрерывная задача, которая будет стоять перед компанией и в 2024 году. Кроме того, в планах Monite на следующий год — увеличить выручку минимум вдвое без значительного роста команды, укрепить позиции в США и привлечь новый раунд финансирования. 

Хорошая репутация 

«Нашей задачей на этот год было сделать так, чтобы профессия перекупа (перекупщика автомобилей. — Forbes) стала секси», — рассказывает сооснователь агрегатора объявлений о продаже автомобилей с пробегом Haraba и победитель рейтинга Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в категории «Предприниматели» Андрей Редуто. Компания измеряет этот показатель с помощью опросов. По его словам, за 2023 год аудитория, которая положительно относится к сделкам с перекупщиками, выросла с 30% до 40%. 

 

«Обеление репутации перекупщиков», в свою очередь, позволило привлечь на рынок больше продавцов — потенциальных пользователей Haraba, рассказывает предприниматель. Так, средняя месячная аудитория компании выросла с примерно 45 000 пользователей в 2022 году до 150 000 пользователей в 2023 году, а число уникальных пользователей — с 212 000 до 500 000. 

Драйвером роста Haraba Редуто также считает маркетинг — в 2023 году компания инвестировала в корпоративный YouTube-канал, где публикуются интервью с перекупщиками, вебинары, развлекательный контент для индустрии и др. За год аудитория площадки выросла с 7000 до 77 300 подписчиков, а один из коротких роликов в формате Shorts набрал более 9 млн просмотров. Сумму вложений в маркетинг предприниматель не раскрывает.

Как изменились финансовые показатели компании по итогам 2023 года, Редуто также держит в секрете. Согласно данным СПАРК, в 2022 году выручка ООО «Хараба» составила 211,6 млн рублей, а прибыль — 35,9 млн рублей. В компании утверждают, что это некорректные данные, но не уточняют детали. В 2024 году компания планирует и дальше «выполнять свою миссию» — увеличивать количество перекупщиков на рынке. Она также намерена нарастить собственную выручку минимум вдвое. 

 

Вторая попытка  

В 2023 году увеличить выручку на 80-90% удалось и ресейл-сервису Ex-bags Арины Иванец, номинантки рейтинга Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в категории «Мода и дизайн». За год показатель вырос со 120 млн рублей в 2022-м году до 223 млн рублей. 

Добиться такого результата помог общий рост рынка, считает Иванец. Он набирает обороты в том числе на фоне ухода международных брендов из России и спроса на ресейл среди населения, рассказывает предпринимательница. Другим фактором стал выход проекта за рубеж. Компания уже занималась международными продажами, но вынужденно отказалась от них в 2022 году на фоне логистических сложностей и проблем с оплатами. 

В 2023 году компания открыла расчетный счет в европейском банке. Она также нашла логистических партнеров на замену ушедшим из России перевозчикам, например немецкому DHL. Новые партнеры доставляют посылки из России в Европу за неделю, а по всему остальному миру — в течение двух недель. Названия компаний Иванец не раскрывает, чтобы сохранить за собой «конкурентное преимущество». К концу года международные продажи принесли стартапу 15% выручки. Большая часть заказов приходится на Европу, уверяет предпринимательница.

В 2023 году компания также расширила ассортимент и начала перепродавать часы люксовых производителей. По оценке Иванец, часы «очень хорошо себя зарекомендовали». Сейчас доля продаж таких изделий в общем объеме незначительная, но в 2024 году Ex-bags планирует увеличить ее до 15-20%.

Впрочем, не обошлось без сложностей. Из-за стремительного роста в 2023 году сервису приходилось оперативно нанимать новых сотрудников. Однако специалистов, способных определить оригинальность и качество люксовых товаров, мало. Но это не помешало команде вырасти с 10 до почти 30 человек.

 

На новый, 2024 год основательница строит амбициозные планы. Она рассчитывает поднять новый раунд финансирования на развитие в ОАЭ, где у компании зарегистрировано юрлицо. Первые инвестиции — 25 млн рублей от инвесткомпании Kontinuum — компания привлекла летом 2022 года. Об этих планах Иванец рассказывала Forbes весной 2023 года. Сейчас у команды есть несколько предложений, детали Иванец не раскрывает. Она также рассматривает альтернативный вариант — предварительное публичное размещение акций (Pre-IPO).

Подружить классы 

Для победительницы рейтинга Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в категории «Социальные практики» Дианы Мериновой год начинается 1 сентября вместе с учебным годом. Она руководит проектом «Травли Net», который с 2017 года помогает школьникам, родителям и специалистам бороться с буллингом (травлей).

В начале 2023 года Меринова тестировала программы профилактики буллинга в шести московских школах. «Мы изучали, как работает программа, оказывают ли влияние наши разработки на атмосферу в классе, на уровень дружбы, начинают ли дети понимать, что такое травля и как с ней бороться», — перечисляет Меринова. 

В конце учебного года специалисты «Травли Net» провели повторное исследование, по итогам которого скорректировали программу и приступили к ее масштабированию. «В нашем случае масштабирование заключалось в переводе программы в онлайн-формат, чтобы любая школа из регионов России или из стран СНГ, которые готовы использовать материалы на русском языке, смогла поучаствовать в проекте», — объясняет Меринова. Летом 2023 года «Травли Net» опубликовал ее на собственной платформе «Гнездо». К декабрю к программе присоединилось более 1700 уникальных пользователей — родителей, учителей и учеников. Оценить результаты проекта «Травли Net» планирует с помощью опросов к концу текущего учебного года. 

 

Реализовывать задумки организации помогают пожертвования от физических лиц, компаний, государственные и коммерческие гранты, а также сборы на фандрайзинговых платформах. Однако в 2023 году количество пожертвований от физлиц сократилось в два раза, сетует Меринова, не раскрывая точных цифр. Впрочем, падение почувствовал весь социальный сектор, утверждает она: «Нам видится, что в связи с нестабильностью и переживаниями люди вовлекаются в системную благотворительность реже». Из-за этого проект не смог закончить часть своих методических разработок, а также нанять и обучить новых психологов. Детали Меринова не раскрыла.

Однако проекту удалось увеличить поддержку от своего генерального спонсора — застройщика  «Самолет». Компания поддерживает организацию уже второй год, но сколько именно ей выделяет, Меринова не раскрыла. По ее словам, в 2023 году «Самолет» оплатил «Травли Net» разработку новых информационных материалов и работу психологов-экспертов. В 2024 году застройщик запланировал взять на себя финансирование работы бесплатной горячей линии психологической поддержки «Травли Net» — сейчас она обходится проекту в 3,5 млн рублей в год. В 2023 году горячая линия приняла около 1200 звонков и 650 писем. «На линии работает три психолога, и со временем запросов может стать больше. Тогда встанет вопрос о ее расширении», — добавила Меринова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+