К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ставка НДФЛ для удаленщиков и новые правила маркировки: что ждет бизнес в 2024 году

Фото Stefan Wermuth / Bloomberg via Getty Images
Фото Stefan Wermuth / Bloomberg via Getty Images
В 2024 году в силу вступают очередные поправки в законодательство. Среди самых обсуждаемых — новые правила маркировки продуктов питания, изменение ставки НДФЛ для удаленщиков и продление моратория на налоговые проверки для IT-компаний. По мнению собеседников Forbes, некоторые изменения позитивно повлияют на бизнес, но часть нововведений усложнит работу компаний

В следующем году бизнес ждет ряд законодательных перемен. Часть коснется сотрудников, которые работают на российские компании из-за рубежа, — для них поднимут ставку НДФЛ (налог на доходы физических лиц) с 0% до 13%. Начнется и новый этап маркировки товаров — он затронет производителей безалкогольной продукции, включая соки и растительное молоко. Хорошими новостями для предпринимателей юристы называют нулевую ставку по налогу на прибыль для IT-компаний и другие льготы. 

Forbes рассказывает, какие главные изменения в законодательстве ожидают бизнес в 2024 году и как они повлияют на бизнес.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Изменение ставок НДФЛ для нерезидентов

С 2024 года ставка НДФЛ для удаленщиков, работающих из-за рубежа на российские компании, будет составлять 13–15% вне зависимости от их налогового резидентства. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон в июле 2023-го. Согласно действующим правилам, сотрудник российской компании платит 13% со своих доходов в бюджет или 15% при доходе свыше 5 млн рублей в год. Если он в течение года проводит свыше 183 дней за границей, он становится нерезидентом, и ставка подоходного налога для него возрастает до 30%. Эти правила распространяются только на тех, кто после утраты статуса резидента продолжает жить на территории России, подчеркивает Наталья Бунина, специальный советник по корпоративным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper. Если же в трудовом договоре нерезидента в качестве места работы указано иностранное государство, то его зарплата не облагается НДФЛ по решению Минфина. 

 

Для таких специалистов нововведение крайне невыгодно, так как работодатель может удержать 13% налога из их текущих зарплат, чтобы избежать дополнительной финансовой нагрузки, отмечает директор юридической фирмы «Архипова и партнеры» Елена Архипова. Впрочем, для нерезидента, который работает в России, и его работодателя изменения, напротив, на руку, так как для них НДФЛ снизится с 30% до 13-15%, добавляет управляющий партнер московского адвокатского бюро «Позен и партнеры» Марина Позен.

Льготы для IT-компаний

В 2024 году власти продолжат политику стимулирования и поддержки IT-отрасли. Это связано с острой потребностью в кадрах и активным замещением программных продуктов иностранных компаний российскими аналогами, считает руководитель направления «Разрешение It&Ip споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. 

 

Так, для IT-компаний будет действовать нулевая ставка по налогу на прибыль, сообщил в октябре министр цифрового развития Максут Шадаев. На эту льготу смогут претендовать компании, которые получают 90% доходов от деятельности в области информационных технологий. Другое требование — минимум семь человек в штате. 

Сохранится также льготная ставка страховых взносов — 7,6%. До 3 марта 2025 года продлен и мораторий на выездные (в том числе повторные) налоговые проверки. Они будут проводиться только в исключительных случаях, то есть с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или ФНС. 

Продление этих мер Шицле считает хорошей новостью для IT-отрасли. С ним согласен основатель сервиса доставки еды, продуктов и лекарств из магазинов и ресторанов Broniboy Александр Радионов. По его словам, они дают компаниям возможность планировать вдолгую и инвестировать деньги в развитие бизнеса. «Если бизнес тонет, никакие льготы не помогут его спасти, а вот для активно растущих компаний и тех, кто находится в начале пути, это может стать серьезным подспорьем», — добавляет он.

 

Впрочем, поддержка распространяется только на IT-компании, аккредитованные Минцифры, а также производителей программно-аппаратных комплексов, чьи разработки включены в реестр отечественного ПО. К июлю 2023 года их число превышало 22 000 организаций, сообщало министерство. 

При этом с 2022 года процедура аккредитации IT-компаний существенно усложнилась, утверждает управляющий партнер юридической фирмы «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. Например, обязательными требованиями стали наличие профильных кодов ОКВЭД, минимум 30% доли выручки от IT-услуг, информация об IT на сайте и раскрытие налоговой тайны. К ней относятся данные о контрагентах и условиях сделок с ними, способах налогообложения и т. д. Однако необходимость соответствовать новыми критериям позволит отрасли «повзрослеть» и заняться теми аспектами работы, которым компании уделяли мало внимания, считает Харитонова. 

Радионов из Broniboy считает условия, которым должна соответствовать IT-компания для получения господдержки, понятными и выполнимыми для тех, кто ведет прозрачный документооборот и наладил внутренние бизнес-процессы. «Главное, что нужно делать компании, — следить за долей профильной выручки для льгот и следовать условиям аккредитации, чтобы не лишиться и того и другого», — предупреждает предприниматель.

Новые правила маркировки продуктов питания и напитков

В 2024 году увеличится количество товарных групп, подлежащих маркировке. С 1 марта следующего года она станет обязательной для продуктов питания и напитков в алюминиевых и полимерных банках. А с 1 июня 2024 года — для соков, нектаров, растительного молока, компотов и других безалкогольных напитков во всех видах упаковки, в том числе из картона.

Закон об обязательной маркировке правительство представило в 2017 году. Бизнес обязали загружать данные о каждом товаре в государственную систему мониторинга «Честный знак» и наносить на него уникальный код, который содержит данные о производителе, стране изготовления и составе продукта. Без маркировки компании не могут реализовать продукцию ни в розничных магазинах, ни на маркетплейсах. Одной из первых под новые правила попала алкогольная продукция в 2018 году. В 2020-м маркировка стала обязательной для обуви, в 2021 году — для отдельных категорий одежды, в том числе спецодежды, верхней одежды, блузок и рубашек, а также молочной продукции и воды.

 

Основательница бренда растительного молока ​​Plan+B Ксения Трушакова в разговоре с Forbes назвала очередное нововведение плохой новостью для бизнеса. «На мой взгляд, это никак не добавит прозрачности, зато увеличит стоимость продукта для конечного потребителя из-за расхода на маркировку, дополнительных сборов и отчетности, связанной с этим», — перечисляет она. Из-за этого одна упаковка молока ее бренда подорожает на 5-10 рублей, прогнозирует предпринимательница.

Возможность ФНС блокировать терминалы

С 2024 года ФНС сможет блокировать платежные терминалы, если предприниматель принимает через них оплату от клиентов, но не фиксирует платежи с помощью кассы. Максимальный срок блокировки оставит 90 дней. Помимо этого, бизнес могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 100 000 рублей за неприменение контрольно-кассовой техники.

Цель новой меры — сократить число махинаций с контрольно-кассовой техникой и обелить рынок, говорит Архипова из «Архипова и партнеры». По задумке законодателей, бизнес будет избегать серых схем из-за опасения блокировки, добавляет она. Вычислять нарушения будут по жалобам и в рамках контрольных мероприятий. ФНС организует внеплановые проверки, если предприниматель подозревается в сокрытии доходов. На это могут указывать отсутствие кассовых операций в течение двух месяцев и далее, доля чеков «Возврат прихода» (оформляется при возврате покупки клиенту), превышающая 30%, и др. 

Обязательное разрешение на передачу прав на объекты интеллектуальной собственности бизнесу из «недружественных» юрисдикций

 В декабре на сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов опубликовали проект очередного контрсанкционного указа президента, который был разработан Минпромторгом. Согласно описанию, если компания планирует продажу софта, баз данных, товарных знаков или аудиовизуальных произведений зарубежной компании, ей необходимо получить разрешение на это от правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

 

Старший партнер Versus.legal Александра Курдюмова отмечает, что проект указа президента затрагивает любой бизнес при условии, что конечный бенефициар одной из сторон сделки связан с «недружественной» юрисдикцией. В список таких юрисдикций входят 50 стран, включая страны Евросоюза и США. При этом не имеет значения, какую роль играет лицо, связанное с такой юрисдикцией: отчуждает или приобретает исключительное право, является залогодателем или залогополучателем — все равно понадобится разрешение.

По словам Курдюмовой, нововведение может значительно усложнить жизнь бизнесу. Во-первых, совершение сделки затянется по времени. У правительственной комиссии нет временных ограничений на рассмотрение заявления, и на практике самые простые сделки рассматриваются по четыре-шесть месяцев, говорит старший партнер Versus.legal.

Во-вторых, у бизнеса появятся дополнительные расходы на юристов, так как без профессиональной помощи сложно учесть все требования и правильно подготовить необходимую документацию. Кроме того, Правительственная комиссия может одобрить сделку только при соблюдении определенных условий, например выплаты добровольного взноса в федеральный бюджет, предполагает Курдюмова. Пока размер такого взноса не определен. Он может составить 15% от полной рыночной стоимости активов, как в сделках по выходу иностранных инвесторов из российских бизнесов, либо «придумают что-то иное», заключает юрист.

Проект официально не опубликован, но уже находится на рассмотрении в Минюсте. Это означает, что вступление его в силу может произойти в ближайшее время — в декабре 2023 или уже в 2024-м, ожидает Курдюмова. Согласно тексту проекта, в случае принятия указа он вступит в силу со дня его официальной публикации, у бизнеса не будет времени, чтобы подготовиться к новым правилам. Поэтому юрист рекомендует перестраховаться и как можно скорее, до вступления в силу закона, закрыть сделки. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+