Ложные штрихкоды и нелегальные базы: как подделки попадают на маркетплейсы
Постоянная борьба
Контрафакт — одна из болевых точек российской торговли. В 1991 году, после падения железного занавеса, в Россию хлынули долгожданные фирменные европейские товары — костюмы, платья, детские игрушки и прочее. Однако последовавший обвал рубля сделал их недосягаемыми из-за высокой стоимости. Поэтому постепенно оригинальные изделия заменили поддельные из Турции и других восточных стран.
В ответ на эту проблему в 1996 году ввели статью 171.1 УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт продукции и товаров без маркировки». Она обязала продавцов маркировать товары с помощью штрихкодов, тем самым припугнув продавцов нелегальной продукции. Это помогло, но на время — с развитием онлайн-продаж число подделок снова стало расти.
В конце 2010-х власти запустили новый виток борьбы с нелегальным оборотом товаров и представили закон, который обязал бизнес загружать данные о каждом изделии в государственную систему мониторинга «Честный знак» (далее — ЧЗ). Она присваивает изделию цифровой код, который предприниматель далее наносит на свой продукт. Любой участник торговой цепочки — дистрибьютор, владелец оптового магазина и пр. — может просканировать этот код через приложение ЧЗ, и оно покажет данные о производителе, стране изготовления и составе продукта. Без такой маркировки предприниматели не могут реализовать продукцию ни в розничных магазинах, ни на онлайн-маркетплейсах вроде Wildberries или Ozon.
Правила вводились поэтапно: в 2016 году начали маркировать меховые изделия, с 2019 года — никотиносодержащую продукцию, с 2020-го — парфюмерию, медикаменты, ювелирные украшения, за исключением серебра, фотокамеры, с 2021-го — текстиль, сыры, мороженое и другие типы молочной продукции, с 2022-го — воду, а с 2023-го — алкоголь. Все изделия с маркировкой загружаются в национальный каталог товаров на сайте ЧЗ.
Только витрина
Хотя обязанность по маркировке ложится в первую очередь на производителей, магазины обязаны контролировать оборот нелегальной продукции и не допускать до работы недобросовестных продавцов. Однако некоторые маркетплейсы не считали себя участниками торгового оборота, называя площадки цифровыми витринами или заявляя, что оказывают исключительно услуги доставки изделий до конечных потребителей. Этим пользовались продавцы подделок.
Чтобы исправить эту ситуацию, 29 июля 2022 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал закон, который приравнял маркетплейсы к остальным участникам торгового рынка. С 1 марта 2023 года они несут ответственность за оборот немаркированных товаров. В случае обнаружения контрафакта контрольно-надзорными органами площадка может получить штраф в 300 000 рублей. Поводом для проверок может стать жалоба потребителя.
Пока сложно сказать, поможет ли новый закон в борьбе с подделками. Но, по нашим наблюдениям, реплики продолжают попадать на маркетплейсы. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы о товарах на площадках, а также низкие цены на изделия популярных иностранных марок. Так, кроссовки ушедшего из России adidas можно купить на маркетплейсах за 3000 рублей, тогда как в официальных магазинах марки они стоят втрое дороже. Очевидно, что по такой цене может продаваться лишь контрафакт.
Обходные пути
Почему же подделки продолжают наводнять маркетплейсы? Во-первых, нововведения касаются только торговли по модели FBO (Fulfillment by Operator) — когда товар продается со склада маркетплейса, а не склада селлера. Последнее позволяет недобросовестным продавцам обходить любой контроль. Во-вторых, самозанятый может получить статус ремесленника. А с ним возможно продавать ряд произведенных самостоятельно товаров, например одежду без маркировки. То есть если, к примеру, ремесленник сам шьет уникальную обувь на заказ.
Кроме того, существуют обходные пути для реализации нелегальных товаров на маркетплейсах. Подделки продолжают поступать в продажу даже несмотря на то, что с весны текущего года маркетплейсы признали участниками оборота маркированных товаров по легкой промышленности, и они стали более строго контролировать наличие маркировки. Например, если предприниматель наносит на свой товар подобие кода, похожее на маркировку с виду, но не сканирующееся приложениями, маркетплейс может пропустить этот момент. Но если покупатель проверил товар и пожаловался на продавца, то маркетплейс заблокирует его.
Впрочем, ситуация с контрафактом на российских маркетплейсах не меняется не только из-за обходных путей для его реализации и несовершенства системы — рынок e-commerce вряд ли выживет без подделок. На фоне сложной экономической ситуации снижается покупательская способность населения. Поэтому потребитель все чаще выбирает товары по цене, а не по качеству. Поэтому, заметив одинаковые кроссовки adidas за 3000 рублей и за 10 000 рублей, он выберет скорее первые. Так, в прошлом году средний чек на маркетплейсах составил около 2000 рублей. Можно сказать, что распространители подделок отвечают запросам потребителей.
Что дальше
По задумке законодателей, к 2024 году в России не должно остаться немаркированной продукции. Есть надежда, что это станет триггером для рынка и снизит процент подделок, в том числе и на онлайн-площадках. Впрочем, этого не достичь без стабильной экономики, большего внимания к подделкам со стороны маркетплейсов. Требуется доработать и условия получения маркировки в системе ЧЗ — ввести требования к качеству товара или улучшить проверку изделий на уникальность.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора