Каждая вторая компания в России сократит расходы в 2024 году
Каждая вторая российская компания сократит расходы в 2024 году. Из них треть — в пределах 10%, 13% — на 20-30%, еще 2% — на 40-50%. К таким выводам пришел сервис «Актион Финансы» (входит в группу «Актион»), который по просьбе Forbes опросил 590 представителей среднего и крупного бизнеса из сфер услуг, оптовой и розничной торговли, легкой промышленности, строительства и др. Опрос проводился в конце октября.
Большинство респондентов (89%) планирует в первую очередь сократить маркетинговые расходы. Из них почти половина откажется от раздачи сувенирной продукции с логотипом компании, треть — от листовок и наружной рекламы, 28% — от профильных выставок и конференций, 26% — от маркетинговых исследований. Еще 15% заморозят запуски новых продуктов, 10% — продвижение товаров, 7% — расширение маркетинговых каналов. Только 11% респондентов не намерены снижать затраты на маркетинг.
Почти 60% компаний заявили о снижении расходов на логистику. Из них треть планирует оптимизировать загрузку транспорта и сократить количество используемых машин либо пересмотреть логистические маршруты. Еще четверть усилит контроль за расходом топлива, при этом лишь 2% перейдут на более дешевое сырье. Еще 14% сменят логистических операторов, 7% сократят расходы на ремонт транспорта. Откажутся от лизинга или перейдут с собственных грузовых контейнеров на арендованные по 2% респондентов, следует из результатов опросов.
Чтобы сдержать рост прямых затрат на производство, треть бизнеса планирует перейти на более дешевое сырье и комплектующие, примерно столько же оптимизируют загрузку производственных мощностей, еще четверть — пересмотрит ассортиментную матрицу. Каждая третья компания также рассчитывает в новом году повысить эффективность сотрудников.
А вот массового сокращения зарплат в новом году ожидать не стоит, следует из исследования. 77% компаний не планируют снижать фиксированную часть оклада. Об обратном заявили лишь 5% опрошенных. 18% намерены, напротив, увеличить ставки на 10-25%. Таким образом компании пытаются удержать сотрудников на фоне растущих цен, поясняет ведущий эксперт «Актион Финансы» Дарья Ковальчук.
Есть и другая причина роста окладов, отмечает Ковальчук. По ее наблюдениям, в условиях турбулентности на рынке бизнесу сложно прогнозировать KPI (показатели эффективности), за выполнение которых обычно выплачивают бонусы: «Рынок нестабилен, и в такой ситуации сформировать адекватные условия мотивации сложно. Допустим, специалистам отдела продаж необходимо обеспечить выручку в размере миллион рублей в год, чтобы получить премию. Вводятся санкции, замораживаются расчеты, и сотрудники физически не могут выполнить план и получить премию — это их демотивирует. Или обратная ситуация — из-за санкций с рынка уходит главный конкурент, и команда без усилий перевыполняет план и получает сверхбонусы. Работодатель понимает, что не может установить адекватные KPI, урезает переменную часть оклада и повышает фиксированную, чтобы не потерять команду». Об этом свидетельствуют результаты опроса: основная доля бизнеса (76%) планирует урезать премии в новом году на 10%. И только 5% — увеличить размер бонусов.