Объем продаж в сфере дополнительного образования вырос на 53%
За неполный 2023 год продажи в сегменте дополнительного образования выросли на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показало исследование оператора фискальных данных «Платформа ОФД» (есть у Forbes). К дополнительному образованию относятся курсы повышения квалификации, корпоративное обучение, детское дополнительное образование и др. Темпы роста превысили значения 2020–2021 годов, когда ниша росла на 40–50%, уточнили в компании.
Рост сегмента отметили и в агентстве Smart Ranking, который ежеквартально анализирует рынок российского онлайн-образования. По данным компании, суммарная выручка ниши с начала 2023-го выросла на треть, до 18 млрд рублей. До конца года она составит 37,8–40 млрд рублей.
Тренд подтверждает и бизнес. Так, образовательный холдинг Ultimate Education по итогам первого полугодия 2023 года нарастил выручку на 67%, до 761 млн рублей, рассказали Forbes в компании. А выручка группы компаний WINbd, которая занимается корпоративным образованием, за аналогичный период выросла на рекордные 540,66%, до 108,7 млн рублей.
Сегмент восстанавливается после падения в 2022 году, рассказали Forbes представители «Платформы ОФД». Тогда продажи поставщиков дополнительного образования сократились на 5–10%. Это связано с перенасыщением рынка после бурного постпандемийного роста, говорит генеральный директор по продуктам для массового рынка в компании Дмитрий Афанасьев.
По словам основательницы Smart Ranking Дарьи Рыжковой, в 2022 году спрос на образование падал из-за неопределенности, которая царила в обществе. «Люди не знали, ожидать ли им кризиса, поэтому горизонт планирования после начала «спецоперации»* сильно сузился», — поясняет она. Заметнее всего спрос на курсы упал после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022-го. Впрочем, он быстро восстановился — в течение двух недель после события, вспоминает Рыжкова.
Текущий рост связан с адаптацией бизнеса к новым условиям работы после блокировки популярных рекламных каналов в 2022 году, считают собеседники Forbes. Но основным драйвером сегмента стали изменения на рынке труда. По наблюдениям Афанасьева, со стороны государства и бизнеса растет запрос на рабочие специальности и синих воротничков. В то же время многие высококвалифицированные специалисты стремятся получить новые актуальные навыки — например, работы с нейросетями. Спрос в детском сегменте связан с желанием родителей обеспечить детей навыками, которые пригодятся им в развитии карьеры в будущем, продолжает Афанасьев. К ним он, среди прочего, относит soft skills (в переводе с английского — «мягкие навыки», которые влияют на коммуникацию в работе).
По мнению основателя и генерального директора онлайн-школы IT-профессий Rebotica Александра Киселева, на сегмент дополнительного образования продолжают влиять потрясения 2022 года. Многие стремятся освоить новую профессию, которая позволит им работать удаленно и «устраивать жизнь в любых ситуациях», поясняет он.
С этим согласен Павел Мосейкин, генеральный директор холдинга Ultimate Education и сооснователь входящей в него онлайн-школы XYZ School. «Согласно данным нашего внутреннего исследования, большинство студентов (24%) идут учиться на программы дополнительного профессионального образования ради повышения квалификации, 18% стремятся переквалифицироваться и получить новую профессию», — комментирует он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.