300 откликов и ноль предложений: как айтишнику найти работу в Германии
Почему Германия
Я всегда хотел переехать в Европу и развивать международную карьеру. Германия привлекла меня по нескольким причинам. Здесь сосредоточено большое количество IT-компаний, в том числе с российскими корнями. Самый выдающийся, на мой взгляд, кейс — HR-гигант Personio с оценкой $8,5 млрд. Есть и другой яркий пример — берлинский разработчик приложения Endel, которое создает персонализированную музыкальную среду для сна и концентрации внимания. Основанный россиянами стартап за время существования привлек $21,2 млн инвестиций и может похвастаться сотрудничеством с канадской певицей Grimes.
Многие локальные предприниматели оплачивают сотрудникам переезд и выделяют дополнительный бюджет на покупку базовых вещей по приезде. Таким образом бизнес пытается привлечь больше квалифицированных специалистов из-за границы. Это связано с серьезным кадровым голодом в стране. Эксперты полагают, что для нормализации ситуации на рынке потребуется нанимать по 400 000 квалифицированных мигрантов ежегодно. В Германии не хватает айтишников, врачей, специалистов по уходу за пожилыми людьми и детьми, машинистов, архитекторов и других профессионалов.
Кроме того, страна привлекла меня хорошей медициной, высоким уровнем безопасности и удобным сообщением с другими европейскими государствами. Здесь также крупное русскоязычное комьюнити: в Германии проживают около 6 млн иммигрантов из России, Украины и Белоруссии. Есть много чатов и групп в социальных сетях, где они обмениваются полезной информацией и поддерживают друг друга.
Стрессоустойчивый и мультизадачный
Я начал искать работу в Германии в декабре 2020 года. За два месяца я откликнулся на 300 вакансий, сходил на два собеседования с HR-специалистами, на одно с нанимающим менеджером — и получил ноль предложений о работе.
Основной проблемой в моем случае стала нехватка опыта на серьезных позициях в IT-компаниях — многие работодатели говорили, что я «слишком junior» (начинающий специалист). Это правда: к тому моменту я только получил магистерскую степень по предпринимательству и инновациям в Калифорнийском университете и приступил к работе менеджером по продукту в российском «МегаФоне». Сказалась и сложная мировая ситуация — бушевала пандемия Covid-19, и компании очень аккуратно нанимали. Еще более скрупулезно они отбирали сотрудников, которых требовалось перевозить в страну.
В январе 2021-го я решил сделать перерыв и сосредоточиться на карьере в России. За следующие полгода я с нуля перезапустил виджет (элемент мобильного приложения, который выводится на экран смартфона или компьютера) для «МегаФона» и сформировал свою команду из 14 человек.
Летом 2021 года я возобновил поиск работы за границей. За следующие два месяца я откликнулся примерно на 500 вакансий, которые находил на LinkedIn. Чтобы увеличить свои шансы, я просил знакомых, которые работали в Европе, порекомендовать меня на те или иные позиции.
В результате меня пригласили на восемь собеседований с HR-отделами. По трем позициям я дошел до финального этапа и получил два оффера (предложение по работе). Один — от немецкой IT-компании adjoe. Сотрудницей этого стартапа была моя одногруппница. Она рассказала подробно о внутреннем устройстве компании — это стало решающим фактором при выборе предложения.
Оглядываясь назад, я бы изменил подход к поиску работы, чтобы увеличить конверсию:
- подавался бы не только через LinkedIn, но и через сайты компаний: там, по моему опыту, чаще просматривают отклики от кандидатов;
- зачастую эйчары в первую очередь смотрят на реферальных кандидатов — тех, кого рекомендовали сотрудники. Поэтому я бы писал напрямую людям, которые работают в интересующих меня проектах, и просил бы порекомендовать меня руководству. Важно направлять каждому максимально персонализированные сообщения и объяснять, почему вам интересна конкретная позиция, как она соотносится с вашими интересами, опытом и стремлениями. Да, будет много отказов. Но из 100 человек 10–15 могут откликнуться. Может сработать денежная мотивация — часто компании выплачивают сотрудникам гонорары за приведенные в команду кадры;
- работодателю важно увидеть, что вы выбираете его осознанно. Бизнесу выгодно нанять сотрудника с высокой степенью лояльности к бренду, так как он останется в команде надолго. Поэтому я бы более ответственно готовился к собеседованиям. Раньше я тратил по 10–15 минут на изучение компании. Сейчас я бы прочитал всю информацию о потенциальном работодателе, доступную в интернете за последний год или два. Стоит внимательно изучить сайт и социальные сети предприятия и просмотреть интервью с наиболее выдающимися и важными сотрудниками.
Я бы внес ряд изменений и в резюме:
- убрал бы фотографию. Немецкие эйчары смотрят на человека через призму его достижений, поэтому фотография соискателя может их оттолкнуть;
- удалил бы все шаблонные фразы из разряда «стрессоустойчивый и мультизадачный»;
- емко, но детально описал бы конкретные проекты, над которыми я работал в предыдущих компаниях. Указал бы задачи, которые я выполнял, мои достижения, отразил бы личный вклад в развитие продуктов компании — все с метриками и ссылками на источники;
- попросил бы оценить получившееся резюме знакомых, которые занимают различные позиции в необходимой сфере. Они могли бы подсказать, как его улучшить.
Голубая карта и другие способы легализации
Я переехал в Германию в декабре 2021 года. Мне как человеку с контрактом от работодателя были доступны два варианта легализации в стране — рабочая виза и голубая карта Евросоюза (Blau Karte EU).
У второй опции есть ряд преимуществ. Например, карта позволяет получить разрешение на постоянное проживание уже спустя 21 месяц при подтверждении немецкого языка или через почти три года без подтверждения. Еще можно переехать в другую страну, которая участвует в программе Blau Karte, не оформляя новую визу. Но карту выдают ограниченному числу специалистов — врачам, айтишникам и представителям других профессий из списка редких и наиболее востребованных.
Мне удалось получить Blau Karte за месяц. Около двух недель ушло на подтверждение диплома о высшем образовании — пришлось переводить и отправлять документы в Германию в Zentralstelle für ausländisches Bildungswesen (Центральный офис зарубежного образования, ZAB). Ведомство отвечает за проверку иностранных дипломов на соответствие немецким стандартам образования. У ZAB есть база данных Anabin. Она содержит информацию о присланных на аудит дипломах. Если специальность и вуз есть в этой базе, то отправлять свои документы в ведомство не нужно. Моей специальности — «предпринимательство и инновации» — не было. Чтобы убедиться в том, что в ZAB получили мои документы, я звонил им, предварительно оформив в Skype немецкий номер. Помимо диплома, для подачи на карту требовались паспорт, трудовой договор на немецком с указанием зарплаты и сроком действия, биография, резюме и другое.
Самым длительным этапом оказалось ожидание записи на собеседование в Посольстве Германии в Москве — очередь была на два месяца вперед. Но я по несколько раз в день обновлял сайт ведомства и поймал слот, который был доступен через три недели. Спустя две недели после собеседования я получил визу для въезда в Германию — она вклеивалась в паспорт. Через два месяца после приезда в Гамбург, в феврале 2022 года, я смог получить физическую голубую карту в местном центре занятости.
Чем немецкая корпоративная культура отличается от российской
Испытательный срок в Германии длится шесть месяцев, а не три, как в России. За это время можно более глубоко погрузить сотрудника в проект и понять, насколько он отвечает запросам компании. Таким образом бизнес старается обезопасить себя: после испытательного срока работник чаще всего переходит на перманентный контракт, а по местным законам уволить такого сотрудника очень трудно.
По моим наблюдениям, в немецких компаниях люди чувствуют себя более защищенно, чем в России. Например, если человека увольняют, то ему выплачивается пособие, на которое можно спокойно жить и искать новую работу. У местных также высокий уровень самостоятельности. Чтобы реализовать идею, не нужно проходить через тысячи согласований, как часто происходит в российских компаниях. Благодаря этому команда постоянно думает о том, как улучшить продукт и усовершенствовать бизнес-процессы. В то же время люди заботятся о своем ментальном здоровье. Поэтому соблюдают баланс между работой и личными делами — у сотрудников есть время на отдых с семьей и развлечения. Более восьми часов в день в офисе проводят только русские или иммигранты из постсоветского пространства.
Здесь ценится и мультикультурность. Например, в adjoe работают люди из более чем 50 стран. Интересно, что на работе не принято говорить о религии и политике. За бурные обсуждения этих тем можно получить предупреждение от отдела кадров.
О найме в 2022 году
За время работы в adjoe я побывал и в роли рекрутера, так как требовалось построить собственную команду. Всего я собеседовал более 150 человек, из них 30 были из России. Когда я только пришел в компанию в декабре 2021-го, заявок от россиян практически не было. Число соискателей выросло кратно после февраля 2022 года. В основном в компанию приходили бэкенд-разработчики (разрабатывают функциональную часть веб-сайта или приложения).
За последний год к нам на работу вышли около десяти человек из России, бóльшая часть усилила нашу техническую команду. Многие переезжали из Сербии, Грузии, Армении и других стран, куда временно релоцировались после февральских событий. К сожалению, многие не прошли отбор: прослеживалось, что они переезжают на время, пока не стабилизируется ситуация в России и Украине. А для компании невыгодно нанимать таких специалистов, так как после ухода человека придется вновь тратить ресурсы на поиск и обучение нового.
Был и другой нюанс. Я заметил, что кандидаты из России часто превосходят европейских соискателей по уровню технической подготовки, но уступают им в софт-скилах (soft skills в переводе с английского — «мягкие навыки»). Как правило, им недостает эмпатии и самокритики. Многие не способны принять, осмыслить свои ошибки и поработать над ними. Часто есть и проблема со знанием английского языка.
Если бы сейчас передо мной стояла задача переехать в Германию и найти работу, я бы сосредоточился на следующем:
- Получил бы как минимум два-три года опыта работы над серьезным проектом в хорошей продуктовой компании в России.
- Подтянул бы английский и различные софт-скилы — умение давать и принимать обратную связь, общаться с людьми из разных культур, объяснять людям сложные вещи простым языком.
- Превратил бы поиск работы в ритуал. Например, каждую субботу по одному часу в день подавался бы на позиции, которые соответствуют моим компетенциям и опыту. Важно отправлять резюме на определенные вакансии, а не на все открытые в компании. Так потенциальный работодатель будет уверен, что вы знаете, чего хотите.
- Я бы также составил список компаний, которые мне наиболее интересны, и откликался бы на вакансии их более мелких конкурентов. По моим наблюдениям, чем меньше предприятие, тем меньше соискателей его рассматривают, а значит, выше шансы заинтересовать работодателя.
- Сделал бы ставку на нетворкинг. Искал бы сотрудников интересующих меня компаний через общих друзей, соцсети и форумы. Как минимум эти люди смогут поделиться ценным опытом, как максимум — передать резюме в отдел, где требуется специалист вашего профиля. Меня самого регулярно просят напрямую передать резюме — так к нам в компанию устроились уже два человека из России.
Кому не стоит переезжать
Я уверен, что у ребят из русскоговорящих стран хорошие шансы закрепиться в Германии и изменить свою жизнь к лучшему. Но важно понимать возможные риски еще до поиска работы.
Например, зарплата айтишника в России пока зачастую выше, чем в Германии. У нас продакт-менеджер со стажем свыше трех лет может претендовать на зарплату от 300 000 рублей, в то время как в Германии большинство получает до €82 000 в год (8,4 млн рублей по курсу на 22 августа 2023 года), а в среднем — €67 000 в год (6,9 млн рублей). При этом в Германии высокий подоходный налог — минимум 42% против 13% в России. Есть и другие налоги, которые выплачиваются с каждой зарплаты, а также обязательные страховые взносы. После всех вычетов у местного продакт-менеджера остается примерно €3400 в месяц (349 000 рублей), если у него нет неработающего супруга, и около €3800 (390 000 рублей) при наличии партнера. Но это верхняя граница зарплатной вилки. На нижней продакт будет получать намного меньше.
При этом в Германии дороже, чем в России. Например, в Гамбурге, где я живу, 50-метровая студия в хорошей локации обойдется в €1100–1800. Судя по исследованиям, средняя цена на жилье в Гамбурге составляет €900 в месяц. Но за эти деньги вы рискуете жить за пределами центра или в неблагополучных районах. Поездка на такси будет стоить минимум €10, что по текущему курсу — более 1000 рублей. Я также плачу около €100 за разные типы страхования: лечение зубов, домашнее животное и т. д. И это не считая расходов на продукты, досуг и т. д. За два года я ни разу не пожалел о своем решении. Но есть люди, которые возвращаются обратно в Россию. Так, например, поступила моя знакомая после восьми месяцев, проведенных в Германии. Она не смогла смириться с падением качества жизни — и это основная проблема иммигрантов, по моим наблюдениям.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.