К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Лавина исков: как айтишник зарабатывает миллионы на судах за права на фотографии

Александр Лаврентьев (Фото DR)
Александр Лаврентьев (Фото DR)
Около 2500 исковых заявлений с 2018 года подал в суд Александр Лаврентьев, совладелец компании «Антипиратские технологии», которая специализируется на защите интеллектуальной собственности фотографов. За 2022-й он стал самым крупным по количеству дел истцом в своей сфере. Зачем он это делает и как зарабатывает

«Несмотря на установленные законом нормы, ответчик использовал фото без разрешения правообладателя и выплаты соответствующего вознаграждения <...> Прошу взыскать с ООО «Твил софт» в пользу ИП Лаврентьева А. В. компенсацию <...> в общей сумме 80 000 рублей» — исковое заявление с таким требованием получил сервис онлайн-бронирования жилья Tvil в январе 2023 года. По словам его основателя и владельца Алексея Черепахина, в 2018 году компания в своем блоге на сайте использовала фотографию трубного цеха. Изображение Tvil нашел на платформе «Яндекс Картинки», автор опубликовал его в «Живом Журнале» в 2014-м, рассказывает Черепахин.

Хотя Tvil опубликовал фотографию с водяным знаком — пометкой с указанием псевдонима автора и первоисточника, сервис должен был получить разрешение автора на коммерческое использование снимка, следует из заявления. Суд частично удовлетворил требования истца и взыскал с компании 22 000 рублей.

Черепахин признается, что не был согласен с претензиями: «Мы использовали фото, цитируя первоисточник в материале не коммерческого, а информационного характера, который создавали, чтобы знакомить пользователей с местами городов». Однако предприниматель не стал отстаивать позицию в суде или подавать апелляцию. «Цена вопроса — около 20 000 рублей. Решили, что только время потратим», — объясняет он.

 

Аналогичным образом нередко поступают и другие предприниматели, получающие претензии от Александра Лаврентьева — основателя компании «Антипиратские технологии», которая представляет интересы фотографов по защите авторского права. Так как требования истца обычно не превышают 500 000 рублей, бизнесменам бывает проще заплатить присужденную сумму, чем нанимать профессионального консультанта и судиться, говорят управляющий партнер юридической компании Patentus Дмитрий Марканов и старший юрист, руководитель практики разрешения споров Nevsky IP Law Ангелина Скворцова. Суды рассматривают претензии на такие суммы в порядке упрощенного производства, то есть без вызова сторон и в ограниченные сроки. Поэтому иногда ответчик узнает о предъявленном иске уже после вынесения решения.

С 2018 года Лаврентьев подал к компаниям и предпринимателям около 2500 исковых заявлений. Претензии по большей части завершенных дел, согласно СПАРК, были частично или полностью удовлетворены. В 2022 году он стал самым крупным по количеству заявлений истцом по авторскому праву на изображения в России, отмечает Скворцова. Выручка «Антипиратских технологий» за тот год, по собственным данным компании, составила 50 млн рублей, а прибыль — 25 млн рублей (документы, подтверждающие эти показатели Лаврентьев предоставить не смог). В 2023 году он рассчитывает выручить уже 80–100 млн рублей. Forbes разобрался, как устроен один из самых крупных в России бизнесов на исках за фотографии.

 

Доступное правосудие

Сегодня основной бизнес 31-летнего Александра Лаврентьева — юридический. Но до 2018 года с этой сферой он связан не был. Айтишник по образованию, он с подросткового возраста увлекался фотосъемкой. «В 15 лет совершенно случайно у меня в руках оказалась цифровая камера. Мне ее дали со словами: «Саш, пощелкай, пожалуйста». И понеслось», — вспоминает он.

В студенчестве Лаврентьев стал фотографом-руфером: забирался на крыши зданий и делал снимки с высоты. А в 2014 году вместе с другом-фотографом Максимом Прониным и другими партнерами создал студию High Level, которая стала зарабатывать на съемке с дронов. Среди клиентов стартапа со временем появились Москомспорт, ВДНХ, автопроизводители Porsche, Audi и Toyota, девелоперы и телеком-компании, писал Forbes в 2016-м. 

Лаврентьев с друзьями развивал и другие бизнес-проекты — два антикафе и хостел High Level в одной из высоток в «Москва-Сити». Но самым доходным делом оставалась съемка под заказ компаний. Лаврентьев рассказывает, что в 2016–2018 годах она приносила в среднем по 40 млн рублей выручки в год, тогда как хостел — всего по 6–8 млн рублей. Оба проекта, не связанных с фотосъемкой, предприниматель через несколько лет продал. 

 

Студия High Level часто публиковала снимки в соцсетях, так же делали ее заказчики, рассказывает Лаврентьев. К 2018 году по мере роста бизнеса он обратил внимание на проблему: профессиональные фотографии High Level без указания авторства появлялись на других ресурсах. «Было достаточно странно наблюдать, как среди различных крупных компаний наш контент используется нелегально», — вспоминает предприниматель. Он начал искать юристов, которые помогли бы решить эту проблему. Но процесс затянулся. «Ты приходишь к юристу, говоришь: «Наши фотографии используются на других сайтах, что с этим делать?» И 80% отвечали, что не знают, юридической практики на этот счет нет. Другие требовали по 100 000 рублей за подачу иска с перспективой выиграть 10 000 рублей», — негодует Лаврентьев.

Судебная практика на этот счет действительно была сильно меньше, чем сейчас, подтверждает управляющий партнер юридической компании Patentus Дмитрий Марканов: «Большие юрфирмы занимались этим для больших клиентов: цена услуги могла составлять условно 500 000 рублей, а присужденная компенсация — гораздо меньше. Маленькие юрфирмы на этом совсем не специализировались». По словам Скворцовой из Nevsky IP Law, практика существовала (за права на изображения судился, например, блогер Илья Варламов, внесенный Минюстом в реестр иноагентов), но измерялась не тысячами, а десятками и сотнями исков в год.

«Ты приходишь к юристу, говоришь: «Наши фотографии используются на других сайтах, что с этим делать?» И 80% отвечали, что не знают, юридической практики на этот счет нет»

С 2016 года защитой авторских прав фотографов уже занималась компания «Восьмая заповедь». Ее сооснователь Данила Яценко в беседе с Forbes рассказал, что с другом-фотографом Павлом Сатилиным тоже в свое время задумался, почему снимки часто незаконно используют на сторонних сайтах и с этим «ничего нельзя сделать». Партнеры запустили компанию в родном Волгограде и стали помогать фотографам обращаться в суд. Спустя несколько лет «Восьмая заповедь» стала еще одним крупным массовым истцом по авторскому праву на изображения.

Лаврентьев признается, что в 2018-м не знал о «Восьмой заповеди»: «У них не было ни сайта, ни соцсетей, статей в СМИ про них тоже не было. Они сами только начинали». Поэтому, не найдя подходящую юрфирму для High Level, он решил создать свою. «Если воруют снимки у нас, то их воруют еще у кого-то, и услуга по защите может быть востребована», — вспоминает ход своих мыслей Лаврентьев.

Об идее он рассказал однокурснику, айтишнику Федору Расстрыгину. Вместе они начали с разработки системы генерации исков и других юридических документов. Лаврентьев утверждает, что сразу понимал: без такого IT-решения масштабировать проект не получится. «Обычно юрист тратит очень много времени на заполнение всех документов. Отчасти поэтому его услуги стоят дорого. Мы же хотели наладить процесс и сделать правосудие доступным», — объясняет Лаврентьев. К слову, он и Расстрыгин окончили вуз по специальности «автоматизация».

 

Система генерации исков — идея не уникальная, замечает Марканов из Patentus: «Все массовые истцы, которые судились за товарные знаки или музыку, уже давно использовали подобные программные решения, которые сами пишут и отправляют претензии». В качестве примера он приводит юрфирмы, которые сопровождали споры по товарным знакам мультфильмов «Маша и Медведь» и «Смешарики».

Параллельно с разработкой Александр через знакомых наконец нашел юриста — Юлию Чистову, которая занималась авторским правом в одном из крупных российских издательств. Он предложил ей взять на себя юридическую часть проекта. Первое время она совмещала это с работой в издательстве. А в 2020-м окончательно перешла в фирму Лаврентьева и Расстрыгина.

Технологии против пиратов

Первая версия IT-системы переносила информацию об ответчике, фотографе и первоисточнике из СБИСа и заполненных вручную Excel-таблиц в юридические документы. На старте в базе защищаемых изображений были работы самого Лаврентьева и знакомого фотографа Виктора Борисова (подтвердил Forbes, что сотрудничает с юрфирмой). Нарушения искали, загружая фотографию в сервис «Google Картинки», затем устанавливали ответчика и направляли ему досудебную претензию. Если на этом этапе получить компенсацию не удавалось, отправляли иски в суд.

С авторами фирма заключает договоры доверительного управления архивом изображений. Она берет на себя все судебные расходы и забирает за свои услуги 75% от присужденных сумм.

 

В первый год «Антипиратские технологии» — так основатели назвали свой проект — подали в суд всего несколько заявлений. Стартовые инвестиции составили около 300 000 рублей, они пошли на оплату судебных пошлин. Все первые претензии, по словам Александра, суд полностью или частично удовлетворил. Истцом выступал индивидуальный предприниматель Игорь Расстрыгин, отец Федора. Собственное ИП Лаврентьев использовать не хотел, чтобы не встретить непонимание со стороны заказчиков High Level. 

Постепенно Лаврентьев увеличивал архив изображений под управлением, договариваясь с друзьями-фотографами, и с Расстрыгиным дорабатывал генератор документов. В 2019-м вдобавок к нему они разработали систему мониторинга изображений, которая работала по аналогии с «Google Картинками» и находила сайты с фото из базы «Антипиратских технологий». 

Все это помогло увеличить судебную активность: в 2019 году, согласно СПАРК, фирма подала уже около 80 заявлений. В основном суд полностью или частично их удовлетворил. Выручка компании в 2019-м составила 5 млн рублей, а прибыль — меньше 1 млн рублей, говорит Лаврентьев. В том же году он с партнерами закрыл High Level, чтобы сосредоточиться на «Антипиратских технологиях». «Юридический бизнес гораздо легче промасштабировать», — объясняет предприниматель.

В 2020 году из-за пандемии коронавируса в России объявили мораторий на банкротства и судебные взыскания для бизнеса из пострадавших отраслей. «Антипиратские технологии» тогда не смогли получать компенсации с большинства ответчиков. Но выручка компании даже выросла — по словам Лаврентьева, до 15 млн рублей. Деньги приносила досудебная работа: ответчики соглашались платить штрафы до официальных исков. К тому же фирма продавала право использования изображений из своей базы, оставляя себе от 40% до 75% сумм, и количество желающих приобрести их год от года увеличивалось, говорит Лаврентьев.

 

Фирма стала активно расти с отменой моратория. В 2021 году, согласно СПАРК, Лаврентьев (с того года подавал иски от собственного ИП) инициировал почти 130 дел на общую сумму 19,2 млн рублей. Годовая выручка компании, по ее собственным данным, составила 25 млн рублей, а прибыль — 10 млн рублей. В тот год у «Антипиратских технологий» появился дополнительный источник дохода. Убедившись, что «правосудие работает», ответчики стали приходить к проекту за аудитом и юридической консультацией по использованию изображений, уверяет Лаврентьев. Конкретных клиентов он назвать отказался. Сейчас, с его слов, это направление приносит половину выручки.

Ударными по количеству исков для «Антипиратских технологий» стали 2022 год и первая половина 2023-го. За это время, согласно СПАРК, компания подала в суд суммарно около 2000 заявлений. Среди ответчиков — СМИ, городские администрации, производственные и туристические компании, малый бизнес. Таким образом, Лаврентьев стал самым активным истцом в своей сфере. За последние 12 месяцев по количеству претензий он вдвое превзошел ближайшего конкурента, «Восьмую заповедь», говорит Скворцова, опираясь на данные «Контур.Фокуса».

С чем связан рост активности? Лаврентьев утверждает, что «никакого секрета тут нет». «Мы дважды за два года попадали под долгие моратории [на взыскания]. Как только все это было урегулировано и появилась какая-то стабильность, мы резко пошли в рост», — говорит он. Кроме того, компания довела до ума техническую часть и расширила команду с 10 до 30 человек.

Нарастила показатели и «Восьмая заповедь». По данным СПАРК, в 2022 году выручка компании составила 33 млн рублей против 1,6 млн рублей в 2021-м. Ее сооснователь Данила Яценко связывает это с развитием защиты интеллектуальной собственности как сферы. «Несмотря на то, что четвертая часть Гражданского кодекса была принята еще в 2008 году, по-настоящему работать, на мой взгляд, она начала году в 2019–2020-м. Соответственно, и количество исков стало лавинообразно расти, — говорит он. — Определенный всплеск был в 2021 году, в деньгах он выразился как раз в 2022-м».

 

Десятая заповедь

С увеличением числа исков и выручки фирм по защите авторского права на изображения появилась и критика юристов и пользователей в их сторону. Одним из самых активных «противников» массовых истцов стала Nevsky IP Law. Компания создала специальный сайт под названием «Десятая заповедь», где начала рассказывать о том, что проекты по защите интеллектуальной собственности фотографов злоупотребляют правом.

В одном из видео юристы Nevsky IP Law утверждают, что, представляя интересы одного из ответчиков, раскрыли схему злоупотребления «Восьмой заповеди». Согласно данным Nevsky IP Law, в одном из дел она устроена так: фотограф размещает изображение на стоковых сервисах вроде ShutterStock; пользователи, оплачивающие подписку на эти сервисы, скачивают оттуда фото и публикуют, к примеру, на собственных сайтах. Заметив использование изображения, «Восьмая заповедь» заключает с автором договор доверительного управления. После фотограф удаляет объект со стокового сервиса, он появляется на другом сайте уже за 25 000 рублей. В итоге «Восьмая заповедь» подает в суд на пользователя и требует выплатить фотографу компенсацию, следует из описаний юристов.

Ангелина Скворцова из Nevsky IP Law отказалась раскрывать, в каком именно деле компания раскрыла эту схему. Речь может идти об иске «Восьмой заповеди» к медицинскому холдингу «Медскан», утверждает одна из пользователей портала zakon.ru, где Скворцова опубликовала статью о злоупотреблении. Ангелина отказалась это комментировать. Согласно Картотеке арбитражных дел, в мае 2023 года суд кассационной инстанции отменил все решения нижестоящих судов по этому делу и отправил его на новое рассмотрение.

Forbes направил запрос в «Медскан», а также в Суд по интеллектуальным правам, который рассматривает иски по защите авторов на этапе кассации. Факт злоупотребления правом устанавливается в первой и апелляционной инстанциях исходя из обстоятельств конкретного дела и предъявленных доказательств, Суд по интеллектуальным правам не может оценивать и переоценивать установленное ранее, сообщили в его пресс-службе. От комментариев относительно конкретных дел и истцов в суде отказались.

 
«У нас нет цели засудить всю Россию»

По словам Скворцовой, эту схему скорее всего использует не только «Восьмая заповедь», но и другие массовые истцы, в том числе Александр Лаврентьев. Яценко из «Восьмой заповеди» утверждает, что не занимается такими злоупотреблениями: «Учитывая, что мы на рынке столько лет, если бы мы занимались таким регулярно, это бы выявили и привлекли нас к ответственности. А делать это один-два раза из-за 10 000–50 000 рублей смысла нет». 

Лаврентьев тоже отрицает, что «Антипиратские технологии» когда-либо использовали такую схему: «Она сама по себе абсурдна: во-первых, учитывая количество наших исков, мы не можем это сделать чисто физически, во-вторых, суд в состоянии все это прокомментировать, в-третьих, у ответчиков есть возможность доказать [свою позицию]». Фотограф Александр Попов, сотрудничающий с «Антипиратскими технологиями» несколько лет, сообщил Forbes, что ни он, ни кто-либо из знакомых ему авторов никогда не размещали свои изображения на бесплатных стоках. 

Возможность прийти в суд и доказать свою правоту у ответчиков есть, но часто они не фиксируют, как именно фотографии попадают к ним на сайт, и не имеют доказательств, замечают партнер юрфирмы FTL Advisers Мария Кукла и Дмитрий Марканов из Patentus. «Часто дизайнер вообще об этом не особо задумывается — в компании просто нет регламента в части интеллектуальной собственности», — добавляет Марканов. Он считает именно это главной причиной, по которой массовые истцы по интеллектуальным правам на фотографии выигрывают большую часть исков. На руку им играют небольшие суммы заявлений и короткие сроки, в которые суды их рассматривают. 

Деятельность таких истцов в целом полезна — они приучают компании относиться к изображениям в интернете как к объектам авторского права и использовать их правильно, говорит Марканов. Но учитывая рост количества заявлений и наличие перегибов, это становится все больше похоже не на защиту прав фотографов, а на «бизнес-схему, позволяющую обогатиться за счет тех, кто даже не знает, что чьи-то права им нарушаются», считает Скворцова.

 

Недавно «Антипиратские технологии» вышли на 280 исков в месяц, делится успехами Лаврентьев. Сегодня у компании, по его словам, 5 млн изображений в управлении, с ней сотрудничает 14 фотографов. Яценко соглашается, что по выручке «Антипиратские технологии» сейчас опережают «Восьмую заповедь». Другими массовыми истцами в этой сфере Скворцова называет Татьяну Желудкову, Юлию Авдееву и «Федеральное агентство по защите прав фотографов «Пейзаж».

У Лаврентьева нет цели растить судебную активность дальше. Теперь он хочет активнее развивать направление аудита и консалтинга по использованию изображений для компаний. Также в планах «Антипиратских технологий» запуск собственного фотостока. «У нас нет цели засудить всю Россию, — снова и снова повторяет предприниматель в беседе с Forbes. — Мы хотим навести порядок в использовании контента, чтобы за него платили, заказывали у авторов съемки, а не воровали изображения».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+