«Сказали, что я сумасшедшая»: зачем юрист строит сеть ресторанов и отелей в Тамбове
В среду, 28 июня, вышел новый выпуск второго сезона подкаста Forbes «Здесь вам не Москва». Это проект о том, как предприниматели в регионах сами создают себе возможности, пока многие стремятся в столицу, и на местах с ног на голову переворачивают рынки.
Гостем выпуска стала Марина Старчикова, соосновательница холдинга WeFamilyGroup. Вместе с братом она начинала с кофейни в городе Тамбове, а сейчас в активах их холдинга отели и рестораны в Тамбове, Мичуринске и Муроме, а также кондитерская, банный комплекс и экотропа. Выручка всех этих проектов за 2021 год составила более 330 млн рублей, а за 2022 год — около 400 млн рублей.
По образованию Марина Старчикова юрист, окончила Саратовскую государственную юридическую академию. А после вернулась в родной Тамбов и решила заняться бизнесом — сначала открыла юридическую фирму, а позже вместе с братом кофейню. Деньги на запуск основатели получили от родителей, которые, по словам предпринимательницы, поверили в проект и продали трехкомнатную квартиру в Тамбове. Все средства они инвестировали в бизнес детей. Следующие объекты Старчикова с братом открывали на прибыль кофейни и последующих проектов.
Бизнес начинался как семейный, но сейчас основатели холдинга занимаются им вместе с партнерами. Старчикова не раскрывает, кто они, «во избежание нарушения их прав и интересов компании».
Forbes выбрал несколько интересных моментов из разговора с Мариной Старчиковой. Полностью выпуск подкаста можно послушать на сайте Forbes и на других площадках.
Начало: сделать кафе, как в Москве
«Мы с братом учились на MBA в Российской академии народного хозяйства в Москве и часто встречались в Coffee Bean на Тверской. Для нас там была невероятная атмосфера свободы, творчества, а еще вкусная еда и приятный аромат кофе. Мы подумали: а когда мы приедем в свой родной город, где будем встречаться? В 2000-х ничего похожего цивилизованного в Тамбове не было. Мы решили открыть такой проект в нашем городе. <...> В финансовом плане было сложно, но здесь нам помогли родители. Продали квартиру и все деньги вложили в нас. Рискнули по полной, понимая, что мы никакого опыта не имеем».
«Никто никогда в жизни не поедет в Тамбов»: о скепсисе и запуске первого отеля
«По факту первый проект [в отельной сфере мы запустили в городе] Тамбов. За 15 км от города есть лесная часть. Была идея открыть там ресторан за городом. Классная же тема. В тот момент мы попадаем в Латвию в Amber SPA Boutique Hotel на берегу моря и понимаем, что [хотим открыть] в сосновом лесу такой отель, со СПА, бассейном и локальной едой.
[Впоследствии] я училась в «Сколково», защищала проект [этого отеля под названием] «Парк-отель PLES». И мне на защите диплома сказали, что я сумасшедшая, что никто никогда в жизни не поедет в Тамбов в «Парк-отель PLES». Потому что все летают на выходные в Италию или еще куда-то. Но, ребят, я ни разу не подумала, что он не получится. В результате это стало невероятно красивое, уютное, гостеприимное место. Не хуже, чем Юрмала, точно. Это стало смыслом поездки в город вообще. К нам приезжали представители Австрии, Франции и отмечали проект. Говорили, что много, где были в России, но действительно не ожидали, что в Тамбове может быть такой отель».
О возвращении молодежи в регионы как задаче бизнеса
«Сейчас большая проблема с кадрами, особенно в регионах и особенно в тех, что рядом с Москвой. Потому что все сразу уезжают в Москву или в Питер. <...> Я очень хотела бы, чтобы классные ребята оставались в регионах. Потому что себя найти можно везде. Наша задача — сделать так, чтобы регион был комфортным для проживания молодой умной молодежи. Это стратегическая задача: как сделать так, чтобы человек сам захотел остаться. А еще лучше — как сделать так, чтобы люди из Москвы поехали в регионы. Потому что в регионе очень комфортная жизнь: экологичная, спокойная».
«Людям надо доверять»: зачем делать отели без заборов
«У нас нет ни одного забора нигде. Даже в лесу, в «Парке-отеле PLES». Эта территория вся благоустроена, и она для горожан. Нам сначала говорили: «Кто-нибудь вам что-нибудь испортит, что-нибудь сломает, что-нибудь украдет». Ни разу. Людям надо доверять, и это, наоборот, воспитывает эстетический вкус».
«Основной канал продаж теперь — личный сайт»: о последствиях ухода Booking.com из России
«В нашей системе координат ничего не поменялось, потому что мы были подключены к «Островку», к «Яндексу» («Яндекс Путешествиям». — Forbes). Мы со всеми агрегаторами и так работали. А Booking ушел — спасибо, теперь платить ему не надо. Основной канал продаж теперь — это личный сайт [отелей]. А еще русским людям нужно услышать человека. Поэтому большой канал — это просто телефонные звонки, где никому не надо платить. <...> Все, что ни делается, к лучшему. Ну, ушли, да бог с ними».
Пять советов тем, кто только начинает предпринимательский путь
- Все, что есть в этом мире, создано руками человека. Вот абсолютно любой проект. И каждый раз человеку было очень страшно. Самое главное — не бояться.
- Я уверена, что нужно идти против правил, против стереотипов. Потому что, когда ты идешь по накатанной дороге, ты придешь туда, где путь логично заканчивается. Идти всегда нужно по непротоптанной дороге, нужно ее протаптывать самому. Потому что там всегда тебя будет ждать чудо.
- Конечно, нужно заниматься только любимым делом. Это про выгорание. Когда ты занят любимым делом, ребят, нет выгорания. А от чего выгорать-то? Ты постоянно в ресурсе, потому что ты хочешь покорить вершину, у тебя руки горят.
- Самое ценное — любую историю создавать с позиции человека. В любой бизнес-школе человек рассматривается как потребитель, как некое облако, у которого есть деньги. И нам из этого облака нужно выкачать их побольше. <...> Я считаю, что это неправильный подход, абсолютно. По крайней мере, я как потребитель не люблю это, и меня отталкивают такие проекты. Я считаю, что в центре внимания должен всегда стоять человек <...>
- <...> В бизнесе [в сфере гостеприимства] нужно передавать культурный код. <...> В любом проекте, который мы делаем, мы стараемся это донести: в еде, которую мы подаем гостям, в дизайне — везде этот микс можно увидеть, услышать.