Как поклонники бизнес-тренингов построили сеть школ барабанов по франшизе на 1,2 млрд
«Пожалуй, лучшая идея на вечер», «Жми, будет что рассказать внукам», — призывает к записи на бесплатное пробное занятие проект по обучению игре на барабанах «Не школа» на своем сайте. Он появился в 2015 году. Его создатели, профессиональные музыканты Антон Шардаков и Вячеслав Балакирев, сделали ставку не на академический образовательный подход, а на необычный формат отдыха. Через год к бизнесу присоединилась Татьяна Бибик — она возглавила отдел продаж и стала совладелицей.
В «Не школе» ученики находят друзей, тусовку, выступают на концертах, играя любимые композиции. За такой формат, нацеленный преимущественно на развлечение, а также за активные продажи школу часто критикуют в соцсетях. Но все работает: сегодня сеть насчитывает около 200 точек в России, странах СНГ и Мексике, а ее оборот за 2022 год достиг 1,2 млрд рублей. В 2023-м «Не школа» попала в рейтинг самых выгодных франшиз по версии Forbes.
Деньги на песнях у костра
Пермяк Антон Шардаков окончил музыкальную школу по классу флейты. В 2004 году с семьей переехал в поселок в Тульской области. В тот период он впервые заинтересовался барабанами: у новых школьных друзей была своя рок-группа, но Антона, не умеющего играть на барабанах, туда не взяли. Тогда он решил научиться новому делу. В 2006-м поступил на ударные в Тульский колледж искусств имени Даргомыжского, а окончив его, продолжил образование в Московской консерватории.
Шардаков вспоминает, что ему нравилась профессия музыканта. «Но у музыкального классического мира достаточно низкий потолок: мы на старших курсах все садились в топовые оркестры, а [расти] выше особо некуда», — рассказывает Антон, который сам начиная с третьего курса работал в Малом театре.
В 2014–2015 годах в его окружении стали популярны тренинги для начинающих предпринимателей, и сам Шардаков вместе со своим другом-музыкантом Вячеславом Балакиревым прошел курс в скандально известной школе «Бизнес Молодость». СМИ и профессиональное бизнес-сообщество не раз критиковали проект за то, что он продает не знания, а эмоции. Шардаков, впрочем, говорит, что обучение помогло расширить кругозор и поверить в свой потенциал как предпринимателя. Окончив двухмесячный курс, друзья решили запустить свой бизнес — школу барабанов для взрослых. Так появился проект «Party-уроки», который позже стал «Не школой».
Стартовые вложения составили около 1 млн рублей — эти деньги Шардаков откладывал на покупку квартиры. Балакирев своих средств не вкладывал. Партнеры решили вести бизнес через ИП Шардакова и понятийно договорились делить доходы поровну.
В ноябре 2015 года друзья арендовали небольшое помещение неподалеку от метро «Марьина роща» в Москве. Довольно быстро через знакомых нашли 14 учеников. На старте Шардаков и Балакирев сами вели уроки. Курс стоил 10 000 рублей и состоял из пяти занятий и итогового концерт. Партнеры считали важным быстро дать клиентам почувствовать результат. «У взрослых людей мало времени, и если не успеть их заинтересовать, они больше не придут на занятия», — объясняет Шардаков. Первый пробный урок проходил в формате совместной импровизации: ученику сразу давали барабанные палочки и объясняли несколько простых приемов, после чего он начинал подыгрывать профессиональному гитаристу.
За ноябрь-декабрь 2015-го партнеры выручили 140 000 рублей и, придя к выводу, что бизнес работает, оплатили еще два месяца аренды. Чтобы привлекать новых учеников, «Party-уроки» давали рекламу в тематических пабликах во «ВКонтакте».
Одной из первых учениц проекта стала уроженка Белоруссии Татьяна Бибик. С юности она мечтала стать предпринимательницей и была поклонницей лекций бизнес-тренера Владимира Довганя. В 2015 году Бибик окончила факультет международных отношений Белорусского государственного университета и переехала в Москву, где устроилась на работу ассистентом к предпринимателю и коучу Алексею Воронину.
Бибик быстро доросла до позиции бизнес-ассистента. Но за полгода в столице так и не смогла завести друзей. Поэтому решила найти интересное хобби, чтобы с его помощью расширить круг знакомств. В начале 2016-го она увидела рекламу «Party-уроков» и стала заниматься у Шардакова. «Я влюбилась в это место, ходила по субботам на вечеринки, где мы все общались и пели, практически как у костра, только в помещении», — смеясь, вспоминает Бибик.
Число учеников постепенно росло: суммарно за полгода уроки прошли порядка 200 клиентов. Однажды Бибик предложила основателям свою помощь с наймом администратора в школу. Шардаков охотно принял предложение, а вскоре сдружился с Бибик. Он обратил внимание, что она хорошо разбирается в маркетинге, и предложил ей возглавить формирующийся отдел продаж школы. Бибик согласилась. «Я перешла с зарплаты 150 000 рублей на 50 000 рублей [в месяц] плюс процент. Настолько я верила в этот продукт», — восклицает она.
К октябрю 2016-го в школе постоянно учились уже около 500 студентов. Партнеры наняли новых преподавателей и администраторов, открыли колл-центр. Выручка «Party-уроков» за 2016 год, по словам основателей, составила 24,3 млн рублей. Вырасти удалось за счет найма новых преподавателей и развития продаж длинных абонементов в рассрочку.
Ударный рост
Как-то раз один из учеников сообщил Шардакову, что больше не сможет посещать занятия из-за переезда в Санкт-Петербург. Это натолкнуло партнеров на мысль о расширении. В начале 2017-го они открыли школу барабанов в северной столице. Это привело к двукратному росту годовой выручки проекта.
Основатели взяли за традицию начинать год с открытия новой школы. В январе 2018-го «Party-уроки» появились в Нижнем Новгороде. «Тогда мы впервые словили жесткий хейт после публикации в местном музыкальном журнале», — вспоминает Шардаков. Профессиональные музыканты раскритиковали проект за несерьезный подход к образованию и агрессивные продажи: настойчивые предложения менеджера приобрести курс после пробного занятия. Основатели же считали такие методы нормальными для бизнеса. «Мы считаем, что если у тебя классный крутой продукт, в который ты сильно веришь, абсолютно нормально продавать», — говорит Бибик. Чтобы побороть хейт, партнеры приглашали профессиональных музыкантов на концерты школы.
Региональные музыканты сами часто подрабатывают обучением, поэтому появление большого проекта с развитым маркетингом и отделом продаж вызывает у многих недовольство, считает барабанщик и частный преподаватель Павел Лохнин. Сам он изменил мнение о школе в положительную сторону, когда его пригласили в жюри на отчетный концерт. Там он убедился, что у проекта есть сильные ученики. Об этом же говорит барабанщик группы «Ночные снайперы» Александр Аверьянов, который тоже однажды был в жюри школы: «Думаю, это, как и везде — кто хочет заниматься, тот занимается. Кто не хочет, просто тусуется».
Другой барабанщик и бывший сотрудник проекта Максим Курганский считает, что вынести полезное из «Party-уроков» могут только те, кому «повезет с преподавателем». Большинству же формат групповых занятий «не дает знаний», говорит он.
В марте 2018-го из школы вышел Балакирев, продав долю партнеру. Он утверждает, что хотел помимо барабанов развивать еще три направления — вокал, гитару, фортепиано. Поэтому еще в 2015 году запустил собственный музыкальный проект Music Club и в итоге решил сфокусироваться на нем. Бибик после этого стала совладелицей проекта, сегодня ей принадлежит 40%.
В 2018 году Бибик и Шардаков заключили, что для дальнейшего развития бизнеса им не хватает образования. И прошли обучение на курсе «Масштабирование» школы «Like Центр» инфобизнесмена Аяза Шабутдинова. Окончив его, они решили запустить франшизу.
В июле 2018-го проект открыл первую франчайзинговую точку в Новосибирске. Паушальный взнос составлял 1 млн рублей, еще около 800 000 рублей франчайзи требовалось на покупку оборудования, аренду и наем сотрудников. Потенциальные партнеры обязаны были приехать на обучение в Москве и пройти отбор по его итогам. По словам Бабик, это правило работает до сих пор: школа берет во франчайзи 10–20% желающих.
С франшизой бизнес быстро пошел в гору. За год компания открыла 10 партнерских точек. По словам основателей, оборот сети за 2018 год составил более 106 млн рублей, а выручка управляющей компании (УК) от роялти и паушальных взносов — около 13 млн рублей.
В июне 2019-го проект провел ребрендинг и стал называться «Не школа барабанов». «Мы давно понимали, что наше название немного детское, и хотели его поменять. Но раньше в голову не приходило ничего цепляющего», — вспоминает Бибик. В том же году компания открыла первую франшизную точку за рубежом — в Казахстане. К декабрю под брендом работало уже 29 точек. Оборот сети в 2019-м вырос до 253 млн рублей, а выручка УК — до 32 млн рублей.
Вокал, гитара и дети
Партнеры гордятся, что «Не школа барабанов» успешно перешла в онлайн в пандемию и не закрыла в 2020-м ни одного филиала. Для дистанционных уроков ученики приобретали палочки и пэды — прорезиненные панели, на которых можно отрабатывать технику игры. Школа делала записи лекций, проводила прямые эфиры, а также устраивала онлайн-тусовки и игры.
За 2020 год компания даже приросла по количеству партнеров. Летом открылась точка в Белоруссии, а осенью в Архангельске появилась школа гитары. Тогда же партнеры сократили название обобщенного «Не школа». Всего за 2020 год открылись четыре гитарные и 64 барабанные школы. Оборот сети и выручка УК выросли еще почти в полтора раза.
В декабре 2021-го команда запустила еще и сеть школ вокала, открыв первый филиал в Новороссийске. Эта точка стала третьей для франчайзи Анастасии Ялиной. Вместе с супругом она приобрела вокальную франшизу после успешного года работы школ барабанов и гитары в том же городе. По собственным словам, Ялина — один из лидеров сети по финансовым результатам. Предпринимательница положительно отзывается о франшизе: «Мы заходили с ожиданием прибыли по малому городу в 250 000 рублей в месяц, а в итоге зарабатываем кратно больше заявленных цифр». Сейчас она развивает пять школ в рамках проекта. Похожими впечатлениями с Forbes поделились еще трое опрошенных франчайзи.
Увеличение количества направлений сыграло компании на руку. За 2021 год годовая выручка УК составила около 137 млн рублей, а оборот сети превысил 900 млн рублей. В следующем году сеть выросла до 166 школ, а финансовые показатели — до 154 млн рублей и 1,2 млрд рублей соответственно.
Сейчас паушальный взнос для партнеров разнится от 800 000 до 5 млн рублей в зависимости от размера города. Управляющая компания ежемесячно берет 10% выручки франчайзи как роялти. Рентабельность франшизы Шардаков и Бибик оценивают в 30%, а среднюю годовую прибыль одной точки — в 350 000–400 000 рублей.
По мнению сооснователя портала TopFranchise.ru Виктора Большакова, оценочная прибыль на точку может быть завышена: «Для таких цифр нужно набрать 150 постоянных учеников, а это очень сложная задача, на выполнение которой потребуется значительное время». Помимо проблем с поиском и удержанием клиентов, по его словам, франчайзи могут испытывать сложности с набором профессиональных преподавателей и ценообразованием в отдельных городах.
О возможных трудностях с привлечением учеников в «Не школу» говорит и Нина Семина, основательница каталога франшиз Franshiza.ru. По ее словам, наличие отрицательных отзывов о своеобразной политике продаж может сказываться как на репутации бренда, так и на спросе на франшизу.
Тем не менее пока бизнес продолжает расти. Сегодня под брендом работают суммарно около 200 школ, 12 из них — в странах СНГ и одна, с апреля 2023-го, в Мексике, говорят Шардаков и Бибик. В этом году проект также запустил в Москве детское направление — «Не Школа Kids». Компания с отрывом опережает по количеству точек конкурентов — школы Guitardo, Music Club, «Лаборатория звука» и другие, говорит основатель сети музыкальных школ «Стерео Панда» Роман Запольский. Он называет «Не школу» лидером своей ниши.
Запольский и Большаков считают проработанные маркетинговую стратегию и позиционирование конкурентными преимуществами проекта. Бизнес «Не школы» находится на стыке ниш обучения музыке и досуга, что «само по себе всегда выигрышно», отмечает Большаков.