Войти в чат: кто может занять место ушедших из России корпоративных мессенджеров
С марта 2023 года корпоративный мессенджер Slack отключает российским пользователям доступ даже к своим бесплатным тарифам. Такое обновление появилось 15 февраля в обращении компании от марта прошлого года. Тогда сервис не стал отключать всех пользователей: Slack закрыл доступ подсанкционным корпоративным клиентам, а обладателей платной подписки перевел на бесплатный тариф. Но с середины февраля 2023-го пользователи стали получать от мессенджера сообщения о скором прекращении доступа и к бесплатным рабочим пространствам, писал признанный иноагентом проект «Роскомсвобода».
Другой популярный корпоративный мессенджер, Microsoft Teams (MS Teams), тоже ограничил доступ для российских пользователей. Хотя MS Teams — прежде всего сервис видеоконференций, многие компании использовали его как текстовый мессенджер. Еще в марте 2022 года его владелец, компания Microsoft, приостановил продажу любых товаров и услуг в стране. Оплаченные сервисы продолжают работать, но продлить лицензию нельзя.
Большинство компаний-клиентов Slack и MS Teams пока продолжают ими пользоваться, говорят опрошенные Forbes игроки этого рынка. Но даже они уже подбирают зарубежным мессенджерам российскую альтернативу — на случай, если те перестанут работать.
Forbes пообщался с российскими разработчиками корпоративных мессенджеров и экспертами. И выяснил, что происходит на этом рынке на фоне ухода зарубежных сервисов и кто занимает их место.
Проблема «гиков»
Российские компании массово не использовали мессенджер Slack и до его ухода из страны, говорит в беседе с Forbes главный редактор портала ComNews и партнер исследовательской компании ComNews Research Леонид Коник. Он оценивает долю сервиса в России до начала «спецоперации»* в 2%. Точных данных о долях рынка корпоративных мессенджеров в России нет, уточняет эксперт.
Основатель CRM-системы AmoCRM Михаил Токовинин называет уход Slack из России проблемой «гиков» — айтишников и дизайнеров. С ним согласен владелец и гендиректор российского корпоративного мессенджера Express Андрей Врацкий. По его словам, Slack занимал узкую нишу, его пользователями были в основном IT-команды из 100–200 человек. Для разработчиков сервис был удобен: к нему можно подключить многие системы, которыми пользуются IT-специалисты, — например, инструмент для управления проектами Jira. Это превращало Slack в инструмент для командной работы, а не широкой коммуникации, резюмирует Врацкий.
Тем не менее, у Slack в России был один крупный клиент — Тинькофф Банк, утверждает владелец Express. В других корпорациях Slack использовали только отдельные группы — крупных клиентов не устраивал уровень безопасности сервиса, поясняет он. В «Тинькофф» подтвердили Forbes, что компания работала со Slack до марта 2022 года. Затем банк запустил собственное аналогичное решение на базе мессенджера с открытым исходным кодом Mattermost, рассказали в пресс-службе банка. В целом создание собственного мессенджера на базе Mattermost или его аналога Rocket.Chat — скорее исключение: чаще компании покупали лицензии на готовый сервис, комментирует основатель мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.
MS Teams, в отличие от Slack, был лидером российского рынка корпоративных мессенджеров, что подтверждают большинство собеседников Forbes. Он появился позже, чем Slack, но пользователи полюбили его больше за возможность общаться в чатах и проводить видеоконференции в одном инструменте, объясняет Андрей Врацкий: «Голый мессенджер никому не нужен».
Доля MS Teams в начале 2022 года была существенно выше остальных сервисов, так как он входил в пакет офисных продуктов Microsoft, который покупают крупные корпорации, объясняет сооснователь российского корпоративного мессенджера «Пачка» Григорий Любачев. Коник оценивает его долю до 24 февраля в 20%. Оценка Врацкого еще выше — по его мнению, на MS Teams приходилось не менее половины российского рынка корпоративных мессенджеров.
Тем не менее, эффект от ухода MS Teams и Slack из России пока не сильный: компании продолжают работу с большей частью своих пользователей в России, говорят собеседники Forbes. Локальные клиенты уже устанавливают российские сервисы на случай блокировки зарубежных, но фактически продолжают пользоваться иностранной программой, утверждает Врацкий. Люди привыкают к b2b-софту и не хотят его менять, объясняет Михаил Токовинин преданность зарубежным сервисам. По его словам, корпоративные мессенджеры — очень инертная индустрия с инертными пользователями: для людей «травматично и драматично» сменить сервис, ведь двух абсолютно одинаковых продуктов не бывает.
Новые герои
Уровень развития корпоративных коммуникаций в российских компаниях находится на начальном этапе, поэтому спрос на корпоративные мессенджеры только начинает формироваться. Такой вывод сделали аналитики Агентства инноваций города Москвы в исследовании рынка в ноябре 2022 года. По его данным, такие сервисы разрабатывают более 20 российских компаний: 70% из них запустили мессенджеры в 2016–2020 годах. Среди них, например, стартап Tada.Team, входящие в соответствующие экосистемы «VK Teams» и «Яндекс Мессенджер», продукты от IT-компаний «Amo», «Битрикс» и другие.
Мессенджеры уже опередили электронную почту и телефонное общение в качестве средства корпоративных коммуникаций, говорит Леонид Коник из ComNews. По его словам, об использовании платных корпоративных мессенджеров в России задумываются компании с количеством сотрудников свыше 3000 человек, хотя и среди них многие до сих пор предпочитают WhatsApp и Telegram.
То есть рынку еще есть куда расти: все больше корпораций беспокоятся об информационной безопасности, говорит Коник. По его словам, за несколько лет до ухода MS Teams и Slack из России большинство российских разработчиков корпоративных мессенджеров фиксировали рост выручки на 150–170% в год. Теперь темп роста ускорился: корпорации, которые применяли иностранные мессенджеры, стали спешно переходить на отечественные продукты, говорит Коник.
Доля российских корпоративных мессенджеров по сравнению с зарубежными активно растет с весны 2022 года, подтверждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. При этом, по его словам, явного лидера пока нет.
По оценке Коника, до начала «спецоперации» ни один из российских специализированных корпоративных мессенджеров не занимал более 2–3% локального рынка. Сейчас же доли большинства не превышают 8%, утверждает он. По оценке гендиректора консалтингового агентства «Telecom Daily» Дениса Кускова, совокупная доля отечественных сервисов на рынке корпоративных коммуникаций пока составляет 40%, но постепенно будет заметно увеличиваться.
Кто уже стал и может стать бенефициарами перемен на рынке корпоративных мессенджеров в России? Коник утверждает, что в последнее время из большинства российских мессенджеров выделился Express — его рыночная доля приблизилась к 10%. Среди сервисов, чья доля не превышает 8%, по функционалу и позициям он выделяет «Диалог», основным владельцем которого является «Сбербанк», «Пачку» и «Tada.team».
Остальные собеседники Forbes отказались оценить текущее распределение долей на рынке корпоративных мессенджеров. По словам гендиректора «Tada.team» Андрея Демина, сложность оценки заключается в том, что все сервисы работают в разных сегментах: «Express» — с крупными корпорациями, «VK Teams» — с госструктурами, «Яндекс» — с IT-рынком и так далее. Помимо сегментирования рынка, есть и другая сложность: многие компании используют сразу несколько похожих сервисов, говорит Врацкий из «Express»: «У разных продуктов разные сильные стороны. Допустим, где-то хорошая почта, но плохой мессенджер. Такой сервис купят, но мессенджером пользоваться не будут — чаты будут в другом приложении».
Врацкий тоже не смог привести оценки долей российских корпоративных мессенджеров в процентах. Но, по его словам, лидером этого рынка до сих пор остается Microsoft Teams. На втором месте — принадлежащий Врацкому «Express», затем идут «Slack» и «VK Teams.»
«Яндекс» отказался от комментариев по поводу распределения долей. «VK Teams» и «Диалог» не ответили на соответствующие вопросы.
Экспресс-рост
Почти все российские мессенджеры, опрошенные Forbes, в 2022 году пережили бум спроса. Самый сильный прирост зафиксировали «Express» и «Tada.team».
По словам Андрея Врацкого, за 2022 год аудитория запущенного им в 2019-м сервиса «Express» выросла в четыре раза. К началу марта 2023-го у мессенджера несколько сотен клиентов и больше полумиллиона пользователей, утверждает основатель. Внедрение сервиса в крупных компаниях занимает примерно год. Поэтому большинство новых пользователей, по словам Врацкого, пришли от заказчиков, с которыми Express заключил контракты еще до 2022 года. Но в 2022-м у компании втрое выросло и число новых контрактов с клиентами — этому способствовал как раз уход зарубежных сервисов. Чтобы справиться с ростом, Express на полтора месяца останавливала разработку и занималась только поддержкой стабильности мессенджера. Штат компании за год увеличился вдвое.
В 2021 году, согласно СПАРК, выручка сервиса Врацкого составила 129,2 млн рублей. Но в тот год компания получила убыток почти в 150 млн рублей. По словам основателя, по итогам 2022-го разница между контрактной выручкой и расходами оказалась положительной. Но бухгалтерская прибыль за этот год все же будет отрицательной, признается Врацкий. Он объясняет это тем, что доход от продажи лицензий на пользование Express на долгий срок в бухгалтерской отчетности отражается не единой суммой, а равномерными поступлениями в течение всего срока. Выручку за 2022 год в компании не раскрывают.
Tada.Team в связи с уходом Slack вырос в 10 раз за год по количеству пользователей, рассказал Forbes гендиректор компании Андрей Демин. По его словам, платформу в 2019 году создал фонд Genome Ventures (его владельцы — бывший глава Администрации президента и акционер «Яндекса» Александр Волошин и Александр Смбатян). Основные отличия Tada.team от Express — задачник, календарь и открытый API, который позволяет заказчику интегрировать мессенджер в свою IT-систему, объясняет Демин.
Численность компании за 2022 год выросла в полтора раза. Кроме того, в Tada.team заметили рост частоты использования продукта. «Количество пользователей растет более-менее ровными темпами, а вот количество сообщений, которыми эти пользователи обмениваются, растет в десятки раз», — объяснил Демин. Он предполагает, что тренд связан с ужесточением политики компаний в отношении использования сторонних сервисов для коммуникации на работе, а также с тем, что сотрудники начинают использовать российские корпоративные мессенджеры не только в рабочее время.
К началу марта 2023 года у Tada.Team, по его собственным данным, около 1000 компаний-клиентов и более 30 000 пользователей. Демин отказался раскрывать финансовые показатели мессенджера и структуру владения им. По данным СПАРК, юрлицо Tada.team владеет 100% в самом себе через АО «ТТ Групп». Выручка сервиса за 2021 год составила 2,1 млн рублей, убыток — 10,6 млн рублей. Forbes направил запрос в Genome Ventures.
«Небольшой всплеск» обращений новых клиентов после объявления об уходе Slack из России заметили и в мессенджере Amo, который AmoCRM тоже выпустила в 2019 году, рассказывает основатель компании Михаил Токовинин. Но было и падение спроса — после объявления мобилизации. По словам Токовинина, впрочем, колебания в ту или иную сторону были незначительными.
Целевая аудитория Amo — российский бизнес численностью от 20 до 1000 сотрудников. Токовинин отказался раскрывать финансовые показатели мессенджера, количество его клиентов и пользователей. Но уточнил, что сервис пока не прибыльный. «Когда счет идет на десятки тысяч компаний-клиентов, мессенджер можно считать успешным. У нас пока не десятки тысяч клиентов», — добавил предприниматель.
Григорий Любачев, основатель еще одного корпоративного мессенджера, «Пачка», оценить всплеск спроса из-за ухода зарубежных мессенджеров затрудняется. Владелец сервиса, продуктовая IT-компания «Примавера», запустила его только год назад. По наблюдениям предпринимателя, активный переезд российских компаний на отечественное ПО начался осенью 2022 года и продолжается до сих пор. Прежде у многих компаний еще были активны подписки на зарубежные сервисы, объясняет он.
Чтобы привлечь пользователей уходящего из России Slack, компания позволяет клиентам импортировать всю историю переписки. Кроме того, «Пачка» предложила «переезжающим» клиентам бесплатно пользоваться мессенджером до трех месяцев, если такой срок уже был оплачен в Slack. Бонусы дали свои плоды: в декабре 2022 года из Slack в «Пачку» перешел крупный сервис онлайн-образования с 50 000 пользователей, утверждает Любачев, не называя клиента. Переезд занял около месяца.
По собственным данным, сейчас в «Пачке» больше 150 000 пользователей из более чем 1000 компаний. Выделить точную выручку мессенджера среди других разработок «Примаверы» представитель компании затрудняется — она составила «десятки миллионов рублей». В портфеле «Примаверы» также white-label-решения для «Билайна» и «Ростелекома». Собственную CRM-систему «Пачка» компания закрывает с 1 июня 2023 года, так как ее основным активом стал мессенджер. В 2022 году совокупная выручка и прибыль «Примаверы» выросли почти в полтора раза — до 151 млн рублей и 47 млн рублей, соответственно.
В 2022 году рост зафиксировали и мессенджеры, входящие в состав корпораций. Так, доходы от платформы для бизнеса VK WorkSpace, куда входит созданный в 2019-м корпоративный мессенджер VK Teams, выросли в три с половиной раза год к году, рассказал Forbes руководитель коммуникационных продуктов VK Tech Михаил Чижиков. По его словам, текущая дневная активная аудитория VK Teams — около 1 млн пользователей. Целевая аудитория платформы — крупный, средний и малый бизнес в разных отраслях экономики, говорят в компании.
«Мессенджер» от «Яндекса», запущенный в 2020 году, тоже входит в общую платформу для бизнеса — «Яндекс 360 для бизнеса». Компания заметила всплеск спроса на эту платформу весной 2022 года, рассказал Forbes гендиректор «Яндекс 360» Владимир Русинов. По его словам, с тех пор количество компаний-клиентов сервиса выросло в два раза. Текущее количество клиентов и пользователей в компании не раскрыли. Целевой аудиторией сервиса Русинов называет бизнес, вне зависимости от индустрии.
В корпоративном мессенджере «Диалог» тоже говорят о росте спроса в 2022 году. Сервис появился еще в 2016 году, его основатели — Андрей Кузнецов и Никита Голдсмит. В 2018 году мажоритарную долю компании купил Сбербанк. По собственным данным компании, за весну-лето 2022 года количество одновременных пилотных проектов у клиентов превысило 60. Сейчас аудитория мессенджера превышает 300 000 пользователей, утверждают в «Сбере». Представитель банка не ответил, есть ли у компании постоянные клиенты и как сильно вырос спрос в 2022 году.
Переманить беспокойных
Российские корпоративные мессенджеры пока почти не конкурируют между собой. Их главные соперники — общедоступные приложения WhatsApp и Telegram, заявляет Врацкий. По его словам, они занимают 85–90% более широкого рынка корпоративных коммуникаций.
С ним согласен Токовинин. По его словам, самый популярный сегодня способ коммуникации внутри компаний — через WhatsApp, на втором месте Telegram, а на третьем — Skype (как и MS Teams его часто используют как текстовый мессенджер). Вместе они занимают 95% рынка корпоративных коммуникаций, оценивает основатель AmoCRM. По его словам, из-за конкуренции с бесплатными сервисами, разработчикам приходится предоставлять клиентам больше бесплатных предложений. В итоге корпоративные мессенджеры начинают зарабатывать только при очень большой аудитории, заключает он.
Тем не менее, по мнению Токовинина, существенный рост российских корпоративных мессенджеров еще впереди. Главным его драйвером будет нарастающее беспокойство компаний насчет ведения коммуникаций через WhatsApp, принадлежащий корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России. Переходу компаний в корпоративные мессенджеры способствует и то, что Telegram «превращается в медиаплатформу», считает он.
Так как бизнес-модель корпоративного мессенджера — капиталоемкая, самый большой потенциал роста у продуктов системных инфраструктурных компаний вроде «Яндекса» и Сбербанка, предполагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «За счет размеров и известности у них есть все шансы стать популярными».
Но стартапы с этим не согласны. В «Примавере», к примеру, считают своим преимуществом независимость «Пачки». По словам основателя компании, независимым игрокам легче менять продукт в соответствие с запросами пользователей: в отличие от сервисов внутри корпораций, они не ограничены возможной конкуренцией с другими экосистемными продуктами. «Это дает нам большую гибкость», — заключает Григорий Любачев.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.