К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Делайте все, чтобы вас схантили»: куда идти работать в новом году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Уход из России международных компаний, массовая релокация и экономический кризис привели к тому, что российский рынок труда стал локальным. Несмотря на дефицит специалистов в части отраслей, трудоустройство осложнилось. В таких условиях не стоит «дергаться» с текущего места работы, а при желании перейти в другую компанию — развивать нетворк и «делать все, чтобы вас схантили», считает хэдхантер Алена Владимирская. В колонке для Forbes она рассказывает о главных трендах рынка труда в 2023 году, растущих сферах, которые можно рассмотреть для работы, а также специальностях, которые могут попасть под сокращение

Вынужденная локализация

До 24 февраля российский рынок труда был международным. У нас были крупные работодатели из числа европейских и американский компаний. Даже крупные чисто российские компании имели большое количество партнеров из Европы и Америки, а следовательно, и рабочие места под синергию с ними. Это не значит, что соискателям предлагали работу в ЕС и США, — им предлагали задачи, связанные с этими рынками. Поскольку эти партнерства «дизраптили» бизнес, за счет них появлялось и много рабочих мест.

2022 год сделал наш рынок труда локальным. Возможностей работать в международных компаниях или с зарубежными партнерами не осталось. Как следствие — рынок переполнился кандидатами из таких компаний. Им сложно найти работу. Чаще всего российским работодателям не нужна такая, как у них, квалификация. Она не плохая, — она просто по-другому вывернута и не подходит локальному работодателю. 

Выходцы из международных компаний, в свою очередь, тоже не видят перспектив работы в российских организациях. Русский бизнес не хуже и не лучше международного — он другой. С другими системами адаптации и принятия решений, другими бизнес-процессами. Если человек 20 лет строил карьеру в международной корпорации, попадая на собеседование в российскую, он пугается. Все кажется ему неправильным и абсурдным. Плюс, российские компании, особенно сейчас, не предлагают такие высокие зарплаты, какие платили зарубежные коллеги. Это связано и с экономической реальностью, и с циничностью бизнеса. Компании понимают, что на рынке сейчас много людей из международных компаний, которым нужна работа, и демпингуют.

 

Частичная мобилизация немного изменила эту ситуацию. Многие специалисты высокого уровня уехали из России. Кто-то уже вернулся, но большое количество людей возвращаться не собирается. При этом за рубежом им не очень нравится: большая часть не смогла там трудоустроиться, или нашла работу, но с понижением по должности. Несмотря на это, недоверие к тому, что сейчас происходит в стране, заставляет многих уехавших не возвращаться. Как минимум зиму они пересидят в других местах — в Сербии, Ереване, Тбилиси, на Бали или где-то еще. К чему это приводит? К тому, что в части индустрий есть достаточно большая нехватка персонала. В частности, в сфере IT, а также среди менеджеров по продукту и проектам. В этих областях людям из международных компаний, которые остались в России, найти работу стало проще.

Массовая релокация привела и к смене управленцев уровней мидл (IT-разработчики среднего уровня) и мидл-ап (IT-разработчики выше среднего уровня). Часто люди уезжали одним днем, не выходили на работу, а потом писали работодателю, что уже в Грузии. У компаний, которые с этим столкнулись, не было возможности хантить людей с рынка. Дыры нужно было закрывать срочно, а любой человек с рынка будет только два-три месяца врубаться в ситуацию. На освободившиеся позиции ставили замов и тех, кто был поактивнее среди имеющихся сотрудников. У нас начало появляться новое поколение управленцев. Возможно, у них не хватает управленческих навыков — их приходится добирать их на ходу. 

 

Что изменится на рынке труда в 2023 году

Долгосрочные прогнозы в текущей ситуации — дело крайне неблагодарное. И мир, и Россия находятся в турбулентном состоянии. Поэтому прогнозы я делаю из состояния на сегодня и допускаю, что все может перевернуться. Как и любой другой россиянин, я теперь ничему не удивлюсь. 

В ближайшие полгода рынок труда так и будет оставаться локальным. Конечно, будут пытаться создавать совместные предприятия, делать международные проекты. Однако самостоятельно крупные международные компании из Китая, Саудовской Аравии, Индии и других стран, которых мы ждали, заходить в Россию пока опасаются.

Основным работодателем 2023 года будет государство. Оно будет запускать очень большие странообразующие проекты по типу строительства нового БАМа (Байкало-Амурской магистрали. — Forbes) — чтобы перезапустить экономику и стимулировать ее, не давать населению поводов для сильных социальных волнений. Конечно, все это государство будет запускать не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в регионах — вокруг новых странообразующих объектов. Платить там будут немного. Но таких вакансий будет достаточно. Поэтому в ближайшие полгода никакая массовая безработица нам не грозит, и белым воротничкам тоже. Безработица будет среди тех людей, кто не захочет соглашаться на работу с более низким окладом или в другом регионе.

 

Заработные платы в целом будут снижаться. Действующим сотрудникам уменьшать оклады не будут, но будут пересматривать бонусную часть, зависящую от KPI. На новые вакансии зарплаты будут ставить ниже, чем раньше. Частично это — следствие кризиса, частично — хеджирование рисков. Компании пытаются поджать ФОТ, потому что не знают, что будет дальше. При этом локальные работодатели будут увеличивать найм и уровень зарплат. Сейчас во всех сегментах я вижу таких локальных работодателей, желающих захватить ниши как ушедших международных компаний, так и компаний, которые опустили руки и испугались ситуации. 

Еще один из будущих трендов — сильная ротация в госсекторе. События 2022 года показали большую неэффективность среднего уровня чиновничества, нежелание брать на себя ответственность. Вакансий на замену таких чиновников будет много. Где-то замена уже идет. 

Конечно, в 2023 году пойдет тренд на отказ от удаленной работы из-за рубежа. Что бы там не говорили, государство очень сильно обеспокоено тем, сколько людей уехало и продолжает уезжать. Оно будет делать все, чтобы люди возвращались. Не в формате закрытия границ — это сложно осуществить технически. Мне кажется, государство идет по другому пути: сделать так, чтобы экономически было очень невыгодно уезжать, а выгодно — возвращаться. Первый шаг на этом пути — любыми способами, законодательными или карательными для компаний, уменьшать количество удаленных вакансий. При этом комбо-режим останется. Например, можно будет работать три дня в офисе, два дня дома. Или в режиме полной удаленки, но на территории России.

Время нетворка и хантинга

Менять ли в текущих условиях работу? С одной стороны, сегодняшняя ситуация — это время для роста, как ни странно. Компании переосмысливают бизнес, берут новых людей. При этом это точечная история. Поэтому, принимая решение о смене работы, оценивайте свои компетенции. Не дергайтесь с текущего места. Найти работу, выходя на открытый рынок труда, сложно. 

Сейчас время, когда нанимают по доверию. В такой турбулентной ситуации для компаний слишком высока цена ошибки, чтобы брать незнакомого человека. Поэтому используйте нетворк и свой личный профессиональный бренд. Делайте все, чтобы вас схантили. Если хантят, предложение интересное, а компания стабильная — переходите. 

 

Если говорить про растущие сферы, то выделю несколько:

  • агро по-прежнему прет. Это прямо драйв-драйв-драйв.
  • все, что связано с оборонкой, конечно, растет в текущих условиях. 
  • сфера производства еды после февраля начала расти и видоизменяться. Туда идут большие деньги. Это и производство аналогов Coca-Cola, и развитие «Вкусно — и точка», и много всего другого.
  • в кибербезопасности сейчас огромный дефицит кадров. Эта сфера росла и продолжает расти. 

Впервые я не называю среди растущих сферу IT. С одной стороны, айтишников не хватает, но с другой — количество IT-вакансий уменьшается. Дефицит связан с отъездом программистов из России и с тем, что часть компаний уже запретила работу на удаленке, так как боится попасть под юридические и налоговые риски. 

Сегодня сложно порекомендовать конкретную специальность тем, который не знает, кем хочет стать. Это уникальный момент, когда можно учиться тому, что вам нравится. Потому что никаких долгосрочных прогнозов нет. Сегодняшний тренд завтра может стать антитрендом. Раньше мы говорили: работай в международной компании, зарабатывай себе на пенсию и домик в Тоскане, и все будет хорошо. А сейчас что? Отобрали домики в Тоскане. Поэтому самое правильное — заниматься тем, что нравится. Именно в этом мы чаще всего талантливы. Дальше в зависимости от ситуации можно будет найти себе применение. 

Сейчас в России любят говорить «не учите английский». Это очень неправильно. Обязательно учите. Да, у нас будут не такие, как прежде, партнеры, в России будут работать компании с других рынков. Но страны, с которыми мы будем партнерствовать наверняка, не угадать. А английский все-таки — язык межнационального общения. 

 

Куда не идти работать

В большом количестве компаний сокращения еще предстоят. Первыми под все сокращения попадает бэк-офис. Например, из 20 бухгалтеров оставляют 15. То же самое с юристами, HR, специалистами административно-хозяйственного отдела. 

Среди сфер, куда бы я не советовала сейчас идти работать, я бы назвала, прежде всего, продажу предметов роскоши и всего, что не является первостепенной потребностью человека. Речь не только про бутики. Я бы не пошла сейчас заниматься продажами мебели или ковров. Мебельщики скажут: IKEA ушла и спрос растет. Но население не богатеет, и дальше покупать мебель будут значительно меньше. 

Я бы сильно подумала, идти ли в энергетический сектор, который впервые за долгое время находится в турбулентности. Как и отрасль логистики. С одной стороны, сейчас нужны крутые логисты, с другой — отрасль сильно трясет. Также я бы сейчас не рассматривала для работы телеком-сферу. У нее не лучшие времена: база абонентов падает, есть большие проблемы с оборудованием. Сейчас этот рынок будет сжиматься, а не расти. 

Если говорить про зарубежный рынок труда, то тут все по-прежнему сложно с трудоустройством. На мировом рынке россияне, если это не программисты, не котируются. Российский бизнес всегда был не очень понятным для мира. Опыт работы с местными клиентами и по местным законам за рубежом не играет роли. Например, если сотрудник крупного российского банка будет искать работу в Эмиратах, то компания скорее всего отдаст предпочтение не ему, а индусу, который стоит дешевле. В Европе — аналогичные проблемы с трудоустройством. Кроме программистов, там берут молодых людей на физическую работу и точечно отдельных специалистов. 

 

В Центральной Азии ситуация обстоит иначе. Там ценятся русские экспаты. Но к уровню зарплат в этом регионе россияне не привыкли. Ты можешь быть главой маркетплейса и получать $2500 в месяц. С такой зарплатой плохо сходится экономика. Хотя страны Центральной Азии и дешевые, стоимость аренды жилья там сильно выросла.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+