Джимми Дональдсон, миловидный 24-летний YouTube-блогер, одет, как Вилли Вонка: на нем бархатное сиреневое пальто, большая золотистая бабочка и оранжевая шляпа-цилиндр. Создатель контента ростом почти два метра, известный как MrBeast, снимает видео для продвижения Feastables, бренда шоколада, который он запустил прошлой зимой. На построенный за собственные деньги фирменный склад на востоке Северной Каролины он пригласил 10 фанатов, нашедших у себя в упаковке «золотой билет». В итоге они приехали на шоколадную псевдофабрику, где на деревьях в лесу из леденцов растут огромные мармеладные мишки и прямо как в фильме протекает настоящая шоколадная река, заканчивающаяся шоколадопадом. В комнате с мягкими стенами из маршмеллоу участники конкурса встают на вращающиеся мятные конфеты. Выигрывает последний, кому удалось не упасть. Победителю достается $500 000, новый автомобиль и кусочек славы Дональдсона.
Это ребяческое, безобидное веселье, к тому же безумно прибыльное. Одно это 17-минутное видео за последние полгода собрало 121 млн просмотров, а блогер уже снял тысячи новых. В прошлом году он заработал $54 млн, в том числе $32 млн с рекламы на всех своих десяти с лишним каналах и $9 млн на спонсорском контенте. Джимми ― YouTube-персонаж с самым большим количеством подписчиков в мире, его аудитория насчитывает 112 млн человек. В 2022 году его заработок, и так самый высокий среди авторов в любой социальной сети, удвоится до $110 млн. «Многие до сих пор считают ютуберов каким-то подклассом инфлюенсеров, ― говорит MrBeast. ― Они до сих пор не до конца осознают, насколько велико влияние авторов контента».
В порой неприглядном мире социальных сетей с присущей ему жесткой конкуренцией MrBeast любит сотрудничать с другими. В ноябре, чтобы отпраздновать новообретенный статус самого популярного блогера, он собрал 11 друзей-ютуберов, включая LazarBeam с 20,2 млн подписчиков, GeorgeNotFound с 10,5 млн и Callux с 4 млн, на состязание за право получить частный самолет стоимостью $2,5 млн. Это было испытание на терпение в духе документального фильма «Руки на капот»: победителем становился тот, кто продержит руки на корпусе самолета дольше остальных. Однажды Дональдсон совершенно бесплатно снял для своего приятеля Людвига, геймера с 3,7 млн подписчиков, видео, которое обошлось в $1 млн. MrBeast по-другому и не может. Ролики Джимми обычно имеют бюджет в диапазоне $1,5-3 млн, и в них он занимается всякими глупостями (считает до 100 000, или, например, его хоронят заживо в гробу на 50 часов) и раздает крупные суммы денег (от $10 000 до $1 млн) за такие задания, как кража бриллианта со склада, охраняемого лазерной сигнализацией, или нахождение в нарисованном кругу посреди поля в течение 100 дней. На такие проекты уходит куча денег. Но благодаря YouTube, Facebook (принадлежит Meta, признана в России экстремистской и запрещена) и TikTok блогер зарабатывает гораздо больше.
«Все очень просто. Честно говоря, за свой первый рекламный контракт я получил $10 000 и тут же его отдал. Получил гонорар, вышел на улицу и отдал его бездомному, ― вспоминает Дональдсон. ― Не хочу этим хвалиться, просто мне так захотелось. Я живу в мире, где за сжигание 10 штук можно заработать 20».
Дональдсон ― единоличный владелец своей студии, но подумывает продать небольшую долю бизнеса. Если получится, 10% могут стоить $150 млн. В рамках настолько дорогой сделки общая стоимость студии достигнет $1,5 млрд, а значит, ее основатель станет первым миллиардером на YouTube и его 90%-ная доля будет стоить около $1,4 млрд. По оценке Forbes, даже сейчас состояние Дональдсона находится на отметке $500 млн. «Шансы стать миллиардером повышаются, если такую цель перед собой не ставить, ― уверен Джимми. ― Просто нужно сосредоточиться на том, чтобы сделать свою компанию крутой».
Блогер предпринимает решительные шаги к тому, чтобы привязать свою славу в интернете к бизнесу в офлайне. За три месяца с января текущего года, когда в продажу поступила продукция Feastables ― каждая разновидность изготавливается из органического какао и менее чем шести ингредиентов, ― Дональдсон реализовал 4 млн шоколадных плиток. Сейчас шоколад в яркой упаковке можно купить через интернет и в 4700 магазинах Walmart. Мажоритарным акционером бизнеса является сам блогер, а венчурные инвесторы, по некоторым сведениям, вкладывают $5 млн за долю в размере 20%.
Feastables ― это уже второй успешный бренд Дональдсона. Первым был открытый в декабре 2020 года MrBeast Burger, изначально виртуальный ресторан, работавший только на доставку, вскоре ставший самым быстрорастущим ресторанным брендом в Соединенных Штатах. Торговая марка Feastables гораздо прибыльнее: рентабельность бизнеса ― приблизительно 40%, хотя у бургеров этот показатель составляет лишь 30%. Однако MrBeast Burger имеет более широкий охват аудитории ― в 2021 году объем продаж достиг $70 млн, а в нынешнем бодро идет к $100 млн.
«Если у нас получится остаться самым популярным в мире каналом на YouTube в ближайшие 5-10 лет, то возможности будут безграничны», ― рассказывает Джимми, находясь в мастерской своей студии рядом с Lamborghini и ведрами с ненастоящими долларами.
В детстве будущий блогер, стеснительный младший сын одинокой матери-военнослужащей, которая работала по две ночные смены в неделю, часто переезжал и ночевал дома один. Загружать видео на YouTube под ником MrBeast6000 он начал в 13 лет. Тогда он снимал ролики на ноутбук брата. В устройстве не было микрофона, поэтому первые видео были без звука. Поначалу свою деятельность в интернете Дональдсон держал в тайне, но потом, когда у MrBeast было 10 000 подписчиков, его мать Сью обо всем узнала. Она очень удивилась, но не придала этому никакого значения. Однако в 2016 году, спустя всего две недели учебы, сын бросил колледж ― созданию контента он решил посвящать все свое время. Не желая никак ему в этом потакать, мать выгнала молодого блогера из дома.
Во что вкладываться
Авторы онлайн-контента типа MrBeast создают новые категории цифрового бизнеса. Лучший способ сыграть на данном тренде ― Shopify. Торговая интернет-площадка из Канады снискала у инвесторов популярность в 2020 году, когда помогла малым предприятиям с размещением их ассортимента на онлайн-витринах во время пандемии. Новая возможность для ведения бизнеса также состоит в выстраивании инфраструктуры цифровой рекламы в обход изменений, которые вносит инициатива Apple, касающаяся прозрачности отслеживания приложений. Для Meta, партнера Shopify, подобные изменения могут обернуться убытками на $10 млрд. В III квартале общая стоимость товаров, проданных на канадской платформе, достигла $46,2 млрд, что на 11% выше, чем за аналогичный период в прошлом году. В ближайшие 12 месяцев курс акций Shopify может вырасти на 31% с нынешних $38 за штуку, до $50.
Джон Маркман, президент консалтингового агентства Markman Capital Insight и редактор рассылки «Инвестиции в будущее»
После того как Дональдсон отдал $10 000 бездомному и снял это на видео, он понял весь вирусный потенциал таких жестов для социальных сетей. Джимми стал снимать, как раздает пачки денег незнакомцам на улице. К 2020-му он зарабатывал ежегодно $24 млн, а еще через год эта цифра выросла вдвое.
Но приколы не заканчиваются. Этой зимой блогер планирует отснять 100 часов в Антарктике. Еще он готовит к выпуску компьютерную игру ― ее сюжет держится в строжайшем секрете, хотя 30 млн подписчиков его игрового канала это и неважно. Кроме того, Feastables планирует выйти на международный рынок и начать производство протеиновых батончиков и, возможно, замороженных продуктов.
Сеть MrBeast Burger ― это совместное предприятие с деловой платформой Virtual Dining Concepts, которой владеет основатель сети ресторанов Planet Hollywood Роберт Эрл. Во время запуска MrBeast Burger Дональдсону было всего 22 года, и ему нужна была любая помощь. Теперь же ему хочется большего контроля над собственным бизнесом: в 2021-м его доля принесла ему $3 млн, всего 4% от годового объема выручки.
Именно поэтому в выходные по случаю американского Дня труда Дональдсон приехал в торговый центр American Dream в Нью-Джерси на открытие своего первого физического ресторана. На мероприятие пришли около 20 000 фанатов. Накануне многие из них даже ночевали в палатках поблизости. Блогер и его команда подали гостям 5000 бургеров. На этапе подготовки сейчас находится еще одна локация в торговом центре Mall of America в Миннесоте. В следующем году могут открыться еще десятки заведений.
«Я работаю будто зомби, ― признается блогер. ― Встаю и делаю как сумасшедший. Схожу с ума, пока не засыпаю. И мне все это снится. А потом просыпаюсь и делаю по новой до безобразия. Все мое внимание направлено исключительно на бизнес».
Перевод Антона Бундина