Обороты малого бизнеса в торговле упали на 8% после роста в первом полугодии
Обороты малых и средних предприятий в сфере онлайн- и офлайн-торговли после объявления в России частичной мобилизации за период с 21 сентября по 18 октября 2022 года упали на 8% по сравнению с теми же датами в 2021-м. Падение относительно периода с 24 августа по 20 сентября составило 3,7%.
К таким выводам пришли аналитики облачного сервиса «МойСклад», который помогает малому и среднему бизнесу управлять торговлей и вести складской учет. Они проанализировали обороты свыше 16 000 своих клиентов по всей России за четыре недели до и после объявления частичной мобилизации, а также за аналогичные даты в прошлом году.
По данным сервиса, ситуация с оборотом заметно отличается в зависимости от региона. Сильнее всего (на 26%) за четыре недели с 21 сентября по 18 октября по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились продажи малых и средних предпринимателей из Иркутской области. Падение месяц к месяцу в этом регионе тоже самое высокое — 14,6%. В Самарской области обороты бизнеса упали на 19% год к году и на 2,8% месяц к месяцу, в Ленинградской области — на 18% и 5,5%, в Удмуртии — на 18% и 6,2%, в Воронежской области — на 18% и 1,9% соответственно.
Среди регионов, обороты бизнеса в которых существенно выросли год к году и показали отрицательную динамику за месяц после объявления частичной мобилизации — Красноярский край, Татарстан и Новосибирская область. В них обороты малого и среднего бизнеса за четыре недели с 21 сентября по 18 октября по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 14%, 10% и 8% соответственно. Падение относительно периода с 24 августа по 20 сентября 2022 года в Красноярском крае составило 7,2%, в Татарстане — 8,6%, в Новосибирской области — 5,3%.
Иначе обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге, следует из данных исследования. Так, в Москве и Московской области обороты бизнеса упали на 7% год к году. Но падение месяц к месяцу в Москве составило всего 0,4%, а в Московской области — 6,7%. В Санкт-Петербурге продажи малых и средних предпринимателей за 21 сентября–18 октября сократились на 15% по сравнению с прошлым годом, а месяц к месяцу падение составило 3,3%.
По мнению генерального директора сервиса «МойСклад» Аскара Рахимбердиева, финансовые показатели малого и среднего бизнеса точно передают потребительские настроения. Они стали более пессимистичными в результате падения реальных доходов населения, роста безработицы и объявления частичной мобилизации, говорит он: «Если по результатам первой половины текущего года мы отмечали рост выручки у малого и среднего бизнеса на 8% по сравнению с первой половиной 2021 года, то сейчас мы видим падение на ту же цифру».
В апреле-мае 2022 года обороты бизнеса и покупательская способность вернулись на дофевральский уровень и продолжали расти вплоть до августа, отмечает Рахимбердиев. По его мнению, потребительскому оптимизму способствовали стабилизация национальной валюты, отсутствие дефицита товаров и ожидание быстрого окончания «спецоперации»* России на Украине. Однако к концу лета, констатирует он, стало очевидно, что проблемы есть, и покупатели перешли в режим экономии. По словам Рахимбердиева, бизнес в торговле от падения не удержал даже повышенный спрос на отдельные категории товаров: рюкзаки, фонари, термобелье, экипировку для мобилизованных и др.
Ранее Forbes писал о том, как частичная мобилизация ударила по разным сферам бизнеса. Согласно данным аналитического ресурса «Чек Индекс» оператора фискальных данных «Платформы ОФД» (обслуживает более 1,1 млн онлайн-касс в России), после 21 сентября количество чеков сильнее всего упало у автосервисов (на 21%), магазинов спорттоваров (17%), производителей ювелирных изделий и аксессуаров (13%), продавцов товаров для строительства и ремонта, а также фитнес-клубов (по 11%). Также за неделю с 21 по 27 сентября по сравнению с периодом 14–20 сентября на 23% упали продажи книжных магазинов, на 17% — магазинов канцтоваров, на 12% — фитнес-клубов и ювелиров, на 11% — продавцов мебели, электроники и бытовой техники и на 10% — кинотеатров.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.