Финал плутовского романа: как защищался в суде экс-бойфренд Элизабет Холмс
История компании Theranos стала примером того, как в Кремниевой долине можно получить огромные деньги от инвесторов с громкими именами, а потом оказаться на скамье подсудимых. Калифорнийский стартап, основанный 19-летней Элизабет Холмс, разрабатывал прибор для диагностики широкого спектра заболеваний по одной капле крови. Как выяснилось впоследствии, в действительности прибор этого делать не мог, а инвесторов обманывали. Предпринимательницу и основательницу компании Theranos Элизабет Холмс в январе признали виновной в мошенничестве по четырем из 11 пунктов обвинения. Сейчас ей грозит до 20 лет тюремного заключения.
В марте на платформе Hulu вышел байопик про Холмс с Амандой Сайфред в главной роли. Ее бизнес-партнера и бывшего бойфренда Рамеша «Санни» Балвани в сериале играет Навин Эндрюс, его роль в сериале явно второстепенная. Однако во время процесса над Элизабет Холмс ее адвокаты приложили немало усилий, чтобы представить дело так, будто основным злодеем, подделывавшим результаты экспериментов и сознательно вводившим в заблуждение инвесторов и журналистов относительно финансовых успехов компании, был именно он. По их версии, Холмс, с которой он познакомился, когда ей было 18 лет, а ему 38, была лишь послушной марионеткой в руках умелого манипулятора. История о том, как опытный мошенник становится партнером молодой и талантливой визионерки, чтобы использовать ее в своих неприглядных целях, вероятно, была призвана найти отклик у присяжных. Однако если они и поверили в нее, то не до такой степени, чтобы вынести Элизабет Холмс оправдательный вердикт.
На этой неделе уже другие присяжные должны будут вынести вердикт о виновности самого Балвани. Это решение может иметь последствия для ожидающегося в сентябре финального приговора Холмс. Сейчас она находится на свободе под залог в $500 000, но, как считают юристы, вердикт по делу Балвани скажется на формулировке приговора Холмс. Присяжные заседатели, которые должны вынести вердикт по делу Балвани, знают об обвинительном заключении по делу Холмс, но их призвали не учитывать его при принятии собственного решения.
Что произошло
Рамеш Балвани, известный также как Санни, родился в Пакистане, а позднее его семья перебралась в Индию, так как, будучи индуистами в мусульманском Пакистане, они относились к меньшинству и чувствовали дискомфорт. В США Балвани приехал из Индии по студенческой визе и в результате остался там жить и работать. До знакомства с Элизабет Холмс Санни Балвани работал в таких компаниях, как Lotus и Microsoft, но свое состояние он, по данным The Wall Street Journal, заработал на буме доткомов. Он был среди руководителей и акционеров технологической компании CommerceBid.com, которую в 1999 году купили за $228 млн. Балвани выручил от сделки $40 млн. После этого он мог себе позволить больше не работать и пошел учиться на MBA.
Балвани, которому сейчас 57, начал встречаться с Элизабет Холмс (ей сейчас 38) в 2002 году, когда они оба участвовали в программе по погружению в языковую среду для изучения китайского. Вскоре после этого Холмс бросила учебу в Стэнфорде, чтобы запустить собственный стартап, Балвани ее в этом поддерживал. До 2009 года он оставался в тени, помогая Холмс советами и связями, а в 2009-м вложил в Theranos $10 млн собственных средств, после чего стал президентом и главным операционным директором компании. Все это время Балвани и Холмс жили вместе, однако отношения свои не афишировали. Не знали об их связи в том числе инвесторы, члены совета директоров и топ-менеджеры компании. О характере их отношений стало известно лишь из разоблачающих статей журналиста Джона Каррейру в The Wall Street Journal, с которых началось падение империи Theranos. Тот факт, что Холмс и Балвани скрывали от сотрудников и прессы свою связь, использовали в качестве доказательства их склонности ко лжи и фальсификациям прокуроры во время обоих судебных разбирательств — и по делу Элизабет Холмс, и по делу Санни Балвани.
Их пара распалась в 2016-м на фоне стремительно разворачивающегося скандала и обвинений в адрес руководителей компании в том, что они обманывали инвесторов и прессу, превышая как финансовые успехи Theranos, так и возможности разработанной ими диагностической технологии. В частности, Холмс и Балвани говорили, что их устройство Edison может проводить 1000 разных типов тестов, тогда как на самом деле возможности их инновационного устройства исчислялись десятками тестов, а одобренный Управлением по санитарному надзору США диагностический тест в их арсенале был всего один — на герпес.
В чем обвиняют бывшего бойфренда Элизабет Холмс
Среди слайдов, которые сторона обвинения продемонстрировала во время судебного заседания, была фотография идущих рядом Холмс и Балвани и параллельно скриншот сообщения, которое он отправил ей в 2015 году: «Я несу ответственность за все, что происходило в Theranos. Все решения были и моими тоже».
Прокурор Джефф Шенк во время заседания сказал, что Балвани действовал сообща с Элизабет Холмс, когда они вводили в заблуждение инвесторов и партнеров, кроме того, он контролировал существенную часть бизнеса компании. «У Балвани был выбор, — сказал Шенк. — Он мог бы просто смотреть, как рушится бизнес его девушки, или поискать другие способы его спасения. Но он в тот момент понимал, что Theranos не генерирует прибыль и не сможет ее генерировать, если они будут говорить людям правду».
Судебный процесс по делу Балвани продолжался в общей сложности три месяца, в течение которых федеральная прокуратура пыталась доказать, что он был соучастником Холмс и сознательно помогал ей обманывать инвесторов, журналистов и пациентов.
Обвинители полностью проигнорировали линию защиты, выбранную адвокатами Элизабет Холмс, согласно которой Балвани — абьюзер, манипулятор и даже насильник (среди прочего шла речь и о нескольких эпизодах сексуального насилия), который якобы контролировал, что она ест, какую одежду носит и, разумеется, как она руководит компанией. Ни один из этих доводов адвокатов Холмс обвинители Балвани во время заседания не использовали. Главное, в чем прокуроры пытались убедить присяжных в деле Балвани, — это что сам он не был жертвой манипуляций со стороны Холмс, а выступал полноправным исполнителем задуманных ими совместно преступлений.
Что говорит сторона защиты
В отличие от Элизабет Холмс, которая стала главной звездой своего процесса, привлекая внимание журналистов своими выступлениями, Балвани и тут предпочел оставаться в тени и не давал показаний в свою защиту. Его адвокаты вызвали всего двух свидетелей защиты — врача из Аризоны, который успешно использовал устройство Theranos для анализа крови, и консультанта по информационным технологиям, который давал показания о пропавшей базе данных с результатами тестов пациентов.
Адвокат Джеффри Куперсмит пытался изобразить своего клиента неутомимым руководителем, который из последних сил пытался спасти проект, в который вложил свои деньги, потому что верил в визионерские идеи Холмс. Вызванные свидетели должны были помочь доказать, что в этих идеях было здравое зерно и Балвани мог верить, что компанию ждет успех, если приложить больше усилий. «Санни работал 24 часа в день, семь дней в неделю больше шести лет, чтобы привести компанию к успеху», — сказал адвокат.
Куперсмит также обратил внимание на харизму и обаяние Элизабет Холмс, под влиянием которой оказался не только Балвани, но и многочисленные влиятельные инвесторы и члены совета директоров компании, среди которых были такие мастодонты, как медиамагнат Руперт Мёрдок, мексиканский миллиардер Карлос Слим и бывшие госсекретари США Генри Киссинджер и Джордж Шульц. «Балвани видел в Элизабет Холмс то же самое, что видели все эти люди», — сказал Куперсмит во время своей заключительной речи.
Защитники Балвани в целом пытались переложить вину на Холмс, утверждая, что он не был основателем этой компании, не контролировал Theranos и не имел финального права голоса при принятии решений. Балвани в случае обвинительного приговора угрожают 20 лет тюремного срока, как и Элизабет Холмс. Присяжные решение пока не приняли.