К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему миллиардеры, тиктокеры и предприниматели из России полюбили Казахстан

Астана. Казахстан (Фото Getty Images)
Астана. Казахстан (Фото Getty Images)
Казахстан, где еще недавно проходили многотысячные протесты, стал теперь точкой притяжения для россиян. Инфлюенсеры перебираются сюда, потому что здесь не заблокированы соцсети, а технологические и финансовые компании — потому что отсюда можно продолжать вести международный бизнес. Местные банки тем временем из-за наплыва желающих открыть счета ужесточают правила для россиян, потому что опасаются попасть под санкции. Но даже сейчас открыть счет или компанию в стране сравнительно просто. Чем еще привлекает Казахстан российских предпринимателей и как им приходится менять тут свои привычки?

Миллиардеры и тиктокеры

Основатель холдинга Freedom Holding Corp. миллиардер Тимур Турлов на прошлой неделе объявил, что после 10 с лишним лет жизни в Казахстане принял решение стать гражданином этой страны — и отказаться от российского паспорта, так как в случае с казахстанским гражданством это обязательно. «Здесь дышится свободно, и я верю в то, что Казахстан благодаря своей миролюбивой и гостеприимной политике сможет построить новое, более богатое, эффективное, справедливое государство», — написал он на своей странице в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена).

Турлов впервые вошел в глобальный список Forbes в 2021 году, заняв 1517-е место с состоянием $2,1 млрд, в 2022 году он занял в российском списке 36-е место с $2,4 млрд, в Казахстане при таких же цифрах он занял бы пятую строчку.

«В Казахстане сейчас лучшая среда для того, чтобы заниматься финтехом из-за очень понятных правил игры, открытого open API, который сейчас используют государственные органы, и достаточно высокого уровня доверия между финансовыми и правительственными организациями, который позволяет интегрировать и законно обрабатывать персональные данные», — сказал Тимур Турлов в комментарии для Forbes.

 

На Казахстан, где совсем недавно бушевали народные протесты, которые привели к отставке правительства и масштабным политическим изменениям, сейчас сделали ставку не только основатели финтех-компаний, но и предприниматели из других сфер. В Казахстан перевозит часть своей российской команды сервис inDriver, «Эльф-торговец» Ярослав Андреев открывает тут филиал своей TikTok-империи после того, как в России соцсети оказались заблокированы. В Казахстане также находится главная звезда Dream Team House Даня Милохин, который недавно сказал: «У меня есть планы покорить мир. Где жить в это время — нет никакой разницы. Конечно, приятнее жить там, где ты родился, где ты знаешь все, но, чтобы покорить весь мир, нужно побывать где-то еще». Объясняя причины выбора места для релокации, он назвал в первую очередь язык. В Казахстане русский язык используется в официальных документах наравне с казахским в качестве «межнационального», говорят по-русски здесь практически все, а для существенной части населения страны он является родным.

По данным принадлежащей Росстату платформе ЕМИСС, в I квартале 2022 года из России в Казахстан выехали 204 947 человек, из них большинство (120 872 человека) указали целью своего визита «частную поездку», а 11 человек сразу сообщили, что планируют переезд на постоянное место жительства. Российским гражданам необязательно декларировать при въезде свои долгосрочные цели. Для пересечения границы виза не нужна, а находиться в Казахстане граждане России без визы могут 30 дней. Зарегистрировавшись в миграционной службе (проще всего доверить это отелю или арендодателю), можно увеличить этот срок до 90 дней, однако если вы планируете находиться в Казахстане еще дольше, потребуется получить вид на жительство. По местным законам, граждане России без виз могут находиться на территории Казахстана не более 90 календарных дней из 180, то есть въехать обратно в этом случае можно будет только еще через 90 дней.

 

«В Казахстане достаточно легкие условия для пребывания для людей с гражданством ЕАЭС, — говорит Тимур Турлов. — Здесь сейчас можно жить и работать без визы и достаточно комфортно вести бизнес. Тут довольно низкие налоги и сейчас происходят большие изменения, в том числе политические».

15 июня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал, что хотя страна не отказывается от союзнических обязательств перед Россией, ей придется следовать наложенным на Россию западным ограничениям: «Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать».

Как правильно говорить «тенге»

Один из распространенных советов в чатах и на форумах для новоприбывших — научиться «правильно», то есть так, как говорят местные, произносить название местной валюты тенге — с двумя «е», а не «э». Жителей Казахстана, оказывается, расстраивает, когда приезжие произносят это слово неправильно. Произносить его при этом придется довольно часто.

 

Приезжих в Казахстане привлекает среди прочего то, что по сравнению с другими странами здесь достаточно просто открыть в банке счет в тенге (открыть счет в валюте несколько сложнее), а также можно обменять на местную валюту рубли — не во всех странах это доступная опция. Еще одно преимущество Казахстана для россиян, которым с недавних пор стали недоступны международные системы Visa и Mastercard, — то, что здесь работают карты «Мир». Правда, расплачиваться ими здесь не получится, зато можно снимать тенге в банкоматах по текущим курсам банков.

Хотя въехать на территорию Казахстана граждане России могут и по внутренним российским паспортам, для открытия счета понадобится загранпаспорт с отметкой о въезде, рассказывает соосновательница пространства КОДА и taksebe.agency Марина Рунович, переехавшая в Казахстан в мае: «Печать о въезде — первое, о чем спросят иностранца в местном банке». Кроме паспорта с печатью, для открытия счета физлица в Казахстане понадобится местная сим-карта. В Казахстане работают, например, знакомые россиянам «Билайн» и Tele2, средняя стоимость сим-карты — около 500 тенге (64 рубля). Также понадобятся регистрация (ее можно получит в отеле) и ИИН — (индивидуальный идентификационный номер). До недавнего времени его можно было получить онлайн, но с конца мая нерезидентам эту возможность заблокировали. Чтобы получить ИИН, надо зайти с паспортом в любой ЦОН (Центр обслуживания населения, аналог МФЦ в России) и подать заявку. Срок выдачи ИИН — два-три рабочих дня. 

Самый популярный банк Казахстана — Kaspi Bank («аналог «Сбера», говорит Рунович). Оформить счет и получит там карту нерезиденту можно достаточно быстро — в рублях или в тенге. Валютный счет можно открыть в Halyk Bank, но здесь процедура несколько сложнее — в этом банке для открытия счета теперь просят справку с места работы или вид на жительство. По оценке казахских СМИ, такие ужесточения происходят потому, что банки Казахстана опасаются, что бесконтрольная выдача россиянам карт Visa и Masterсard может грозить им вторичными санкциями со стороны западных стран, если окажется, что карты были выданы подсанкционным лицам. 

Хотя местные законы не запрещают нерезидентам открывать счета и получать платежные карты, банки имеют право запрашивать для этого такие документы, которые посчитают нужным, в том числе трудовой договор или вид на жительство. 

Кроме того, с 12 апреля банки Казахстана открывают счета нерезидентам только при личном присутствии и после проверки службами комплаенс контроля банка, говорит юрист и эксперт Moscow Digital School Саржана Бардуева. Она рассказывает, что для открытия счета компании понадобятся также копия свидетельства о регистрации налогоплательщика-нерезидента, нотариально заверенная копия выписки из Торгового реестра, учредительные документы компании, а также «другие необходимые документы согласно требованиям выбранного банка». Индивидуальное предпринимательство в Казахстане регулируется Предпринимательским кодексом. Регистрироваться могут только граждане Казахстана, кандасы (этнические казахи) и негосударственные коммерческие юридические лица, рассказывает Бардуева. Но граждане стран-участниц ЕАЭС вправе зарегистрироваться в качестве ИП при наличии вида на жительство.

 

Управляющий партнер казахстанской юридической фирмы Esto Credo Кайсар Егизбаев говорит: «Комплаенс банков Казахстана сейчас очень тщательно проверяют заявления на открытие счета, если учредителем является резидент России. Раньше счет можно было открыть за один рабочий день. Сейчас открытие банковского счета может занять до 10 дней. Однако если документы компании в порядке, то обычно банки одобряют заявления на открытие счета, пусть и после долгого рассмотрения». Он рекомендует тем, кому нужно очень срочно начинать бизнес в Казахстане в сжатые сроки, вместо регистрации нового юридического лица рассмотреть покупку уже действующего казахстанского юридического лица. «Перерегистрация казахстанской компании в связи со сменой участников обычно не занимает больше одной недели», — добавляет Егизбаев.

Региональный хаб

Среди плюсов Казахстана многие предприниматели называют ориентацию на технологическое развитие, программы поддержки IT-компаний и наличие таких площадок, как Astana Hub — международного технопарка IT-стартапов — и Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) — площадки для стартапов в области финтеха. И там, и там технологический стартап из России может получить налоговые льготы, юридическую помощь с визами и оформлением компании, а также, в случае с МФЦА, возможность работать по английскому праву. «Это дает большие возможности, сравнимые с Кипром или Голландией, куда привычно идут многие стартапы, — говорит казахстанский предприниматель Мейрам Абелкасов, основатель компании JET. — В МФЦА реально легко подать заявку, это близко, это доступно. Берешь на аутсорс юристов или юридическую компанию, регистрируешь бизнес, и можно начинать».

PR-менеджер inDriver в странах СНГ Сергей Авакян-Ржевский, говорит, что Алма-Аты для них — «локальный макрорегиональный хаб», из которого удобнее управлять подразделениями в других странах СНГ. Первый офис inDriver в Казахстане открылся уже несколько лет назад, и новый хаб создавался на его основе, поэтому юридических проблем с открытием не было. Томский в интервью Forbes еще в октябре 2021 года назвал Казахстан в числе ключевых рынков, а в интервью казахскому Forbes в апреле 2022 года сказал, что сейчас это «наиболее оптимальное и стабильное место в регионе». Часть сотрудников релоцируются в Казахстан из российского офиса, часть — из других стран СНГ, говорит Авакян-Ржевский, кроме того, компания активно нанимает новых сотрудников, сейчас в Казахстане открыто около 40 позиций.

Релоцировать часть сотрудников из России в Казахстан собирается и глава Freedom Holding Corp.: «Мы изучаем разные возможности, у нас и сейчас есть сотрудники из российского подразделения, которые перебрались в Казахстан. Не исключено, что какое-то количество людей, которые занимались инфраструктурой иностранных фондовых рынков и теперь не будут востребованы в России, переедут работать в наши офисы в Казахстане». Другие направления для релокации российских сотрудников Freedom не рассматривает. 

 

Основательница коммуникационного агентства BeGlobe Юлия Сабитова, которая открыла здесь международное подразделение своей компании, говорит, что ключевое преимущество Казахстана, как хаба для IT-компаний — это ориентация на экспансию бизнеса. «Если от российских предпринимателей я всегда слышала, как они верят во внутренний рынок и как много усилий им приходится прикладывать для выхода на международный, то в Казахстане с этим как будто проще. От старта бизнеса внутри страны до запуска в других странах обычно не проходит и двух лет», — говорит Сабитова.

Среди минусов деловой среды Казахстана предприниматели называют дефицит кадров. Директор ZYFRA Asia Константин Кучумов говорит: «У России с Казахстаном общие промышленные стандарты, а многие специалисты учились или учатся в России. Но первоклассных программистов и инженеров тут очень мало, а если и найдешь, то они очень дорогие».

«Счастливого путешествия в Казахстан»

Один из релоцировавшихся в Казахстан профессионалов, специалист по маркетингу из inDriver Кирилл Сорокин говорит: «Мы с женой раньше смеялись над мемом «Счастливого путешествия в Казахстан», но никогда не думали, что это будет про нас, а путешествие и правда окажется вполне счастливым. Регулярно находим в Алма-Аты новые интересные места, а список красивых природных точек за городом только увеличивается, хотя мы и стараемся его уменьшать по выходным». Качество жизни в Алма-Аты, по его словам,  близко к московскому, а цены, особенно на услуги, заметно ниже. «Здесь огромное количество возможностей для досуга: жена ходит в читательский клуб и на лепку из глины, я нашел комьюнити по волейболу», — рассказывает он. Другому релоцировавшемуся сотруднику inDriver, Мирославу Бочкареву из отдела цифрового маркетинга,  Алма-Аты напомнил родной Якутск, «но с гораздо более развитой инфраструктурой» и климатом, который «идеально подходит для комфортной жизни: не слишком жарко и не холодно». 

Что касается делового климата, Мейрам Абелкасов утверждает, что и он становится мягче и привлекательнее: «Коррупция с каждым годом становится все меньшей проблемой. Сколько с предпринимателями общаюсь, многие говорят: мы выдохнули, все нормально. Казахстан — это мечта инвестора на самом деле!»

Однако есть некоторые культурные особенности, которые для многих российских предпринимателей укладываются в одно слово — «Азия».

 

«Кажется, что довольно мало кто сюда релоцировался по сравнению с Арменией или Грузией, — говорит основательница агентства Podarking  Алена Макова, которая в мае открыла в Казахстане подразделение. — Возможно потому, что это мусульманская страна и культура, кого-то это, возможно, останавливает. Все, с кем я успела пообщаться по бизнесу, были очень открытыми и доброжелательными, готовыми помогать — после Москвы это непривычно. Удивило, что тут не очень развиты производства. Местные мне объясняли, что проще возить из Китая или России и перепродавать, а размер рынка не такой большой, на дорогие технологии и оборудование недостаточно спроса. С одной стороны, минус, что нет привычного уровня, а с другой — это возможность».

Абелкасов тоже отмечает, что в Казахстан приезжает сейчас не так много предпринимателей из России, как в Армению. Он объясняет это так: «Мы просто еще не умеем себя продавать. Очень вальяжно себя ведем». Разницу культур предприниматель, у которого есть опыт развития бизнеса и в России, и в Казахстане, тоже отметил: «В России на любой вопрос есть два варианта ответа: «да» или «нет». В Азии, в Казахстане, немного не так. «Да» — это «да, но не точно, как пойдет». С «нет», впрочем, та же история. Надо больше говорить с людьми, чтобы понять, что происходит на самом деле. Здесь очень любят встречаться. Часто простой вроде бы вопрос невозможно решить телефонным разговором, надо обязательно лично встретиться». Абелкасов рекомендует россиянам, привыкшим к жесткому руководству, быть здесь мягче: «К нам однажды приехал руководитель сервис-центра с юга России. Люди устраивались к нему и тут же увольнялись. Я быстро понял, в чем проблема. Посоветовал ему вести себя с людьми менее официально — подойди, скажи: «Привет. Как дела?» Не надо сразу в лоб. У нас обязательно полчаса разговоров в воздух, только потом 15 минут про бизнес. Такой местный колорит».

Юлия Сабитова подтверждает это мнение и шутит, что после взаимодействия с ней партнерам приходится успокаивать подрядчиков, объясняя им, что она не местная, поэтому у нее жесткий стиль менеджмента. «Мне нравится, что тут при восточном менталитете западные ценности», — говорит она. Особенности деловой культуры она описывает так: «Люди в бизнесе в Казахстане добрее. Это не значит, что с ними проще работать, совсем нет. Но стресса меньше, а человекоориентированности больше. Азия!» 

Тимур Турлов уверен, что в целом деловая среда в Казахстане достаточно благоприятная, но рекомендует готовиться к тому, что рынок по структуре другой: «Он меньше, в определенных сегментах может быть крайне высококонкурентным, в других — конкуренция очень низкая. Не исключено, что сейчас хорошая возможность для того, чтобы в Казахстане развивать бизнес потому, что происходит демонополизация многих отраслей страны и начинают возникать какие-то новые ниши. Я думаю, что каждый будет по-своему открывать эти перспективы, но мне нравится среда в том виде, в котором она существует сейчас».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+