К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как студент из Казани в 27 лет возглавил разработку беспилотников «единорога» Arrival


Руководитель группы разработки беспилотников Arrival и победитель рейтинга «30 до 30» в номинации «Наука и технологии» в интервью Forbes в рамках проекта «30 до 30 с Анастасией Карповой» рассказал о том, когда беспилотный автомобиль сможет ездить лучше гонщика «Формулы», как попасть на работу в компанию-«единорог» и почему важно в работе видеть мечту?

В детстве Павел Савинков занимался футболом, танцами, картингом и сначала не связывал свою жизнь с автомобилями. Затем он поступил в Казанский технический университет, а оттуда попал в магистратуру в Германию и стал изучать автомобильные системы.

Из Германии Савинков вернулся в Казань, чтобы поучаствовать в амбициозном проекте КАМАЗа по созданию беспилотного грузовика. Неожиданно в британский стартап Arrival устроился бывший немецкий преподаватель Павла, он же направил в компанию резюме Савинкова. Кандидатуру одобрили, и Савинков перебрался в Санкт-Петербург, где находится российское подразделение Arrival. Там он в 27 лет возглавил направление по развитию технологии системы управления движением беспилотного автомобиля.

— Как получилось, что вся твоя профессиональная жизнь связана с автомобилями?

 

— Не скажу, что у меня был какой-то определенный момент, когда я понял, что автомобили — это все, чем я хочу заниматься. В первую очередь я хотел стать футболистом: играл в двух футбольных клубах даже, побеждал в турнире «Золотой мяч». Затем я занимался бальными танцами и стал даже кандидатом в мастера спорта. А к окончанию школы меня заинтересовала легкая атлетика, и я стал победителем двоеборья там, получил первый взрослый разряд.

После того как я закончил бакалавриат в Казани, у меня появилась возможность поступить в магистратуру на программу двойных дипломов, где мы активно взаимодействовали с немецким университетом. Германия является одной из ведущих стран в сфере автопроизводства. Я до сих пор помню ту первую лекцию, когда к нам приехал профессор из Германии и показал нам симуляцию — моделированная динамика автомобиля, которая представлена в виде как бы компьютерной игры. Он показывал ситуацию о том, как водитель может просто объезжать кочку на скользкой дороге, его может развернуть. И меня это так захватило. У меня дед еще в свое время даже работал на комбайне. Отец потом всю свою жизнь и до сих пор работает конструктором. И всегда это было со мной, это ощущение автомобиля, а когда появилась первая компьютерная игра, появилось желание погонять на картинге, стать гонщиком. И все это дало в один момент такой какой-то всплеск, что это то, чем я хочу заниматься. 

 

— В университете ты учился на инженера?

— Да. Бакалавриат я проходил по программе инженера двигателей внутреннего сгорания. Мне всегда давались инженерные науки, я любил математику. И я понимал, что с техническим образованием я, наверное, смогу стать кем угодно. Техническое образование давало представление о том, что я буду понимать каждый процесс — как он устроен. А затем уже смогу это как-то адаптировать под себя, под свои нужды, под то, что именно я хочу увидеть.

— Что тебе дала магистратура в Германии?

 

— Я поехал в магистратуру в технический университет, который занимался разработкой систем управления автомобилями. Там меня познакомили с электротранспортом, с функциями автономного вождения. Это была программа двойных дипломов совместно с Казанским национальным-исследовательским техническим университетом. Год мы учились в России, а потом на  полгода как минимум уезжали в Германию. И с того времени я начал активно сам изучать предмет. Списывался с преподавателем, чтобы он меня направил по теме моей будущей магистерской научной работы. И так получилось, что по приезде в Германию я уже активно набрался знаний.

— После того как ты вернулся из Германии, ты пошел работать в КАМАЗ? Чем ты там занимался?

— Стоит сказать о том, почему я вернулся из Германии. Мой преподаватель был абсолютно уверен, что я останусь там писать магистерскую работу. Уже все было предварительно согласовано с кафедрой, но я планировал жениться. Также я не планировал изначально заниматься академической работой. Я понимал, что далеко не самый прекрасный ученый, который познает какие-то истины науки. Я больше хотел прикладного чего-то: сразу как что-то узнал — применять, разрабатывать, выводить в продукт, видеть весь процесс. Поэтому я вернулся в Казань и услышал про проект КАМАЗа совместно с Казанским федеральным университетом. Суть была в том, чтобы автоматизировать грузовик, десятиметровый КАМАЗ, чтобы он ездил сам по заводу, отвозил груз и возвращался обратно. 

Я очень благодарен этому проекту по сей день. Сколько опыта и знаний я получил — просто невероятное количество. Нам приходилось создавать все абсолютно с нуля. У нас не было в начале представления, как это делать, поэтому мы с нуля с командой разработчиков обучались всему — пробовали, экспериментировали. Сделали малогабаритную платформу, на которой все это испытывали, прежде чем пробовать на самом грузовике. Я до сих пор работаю с ребятами, мы одна команда с ними. 

— Как Arrival случился в твоей жизни, откуда ты узнал про эту компанию?

 

— Я очень хорошо общался со своим преподавателем в Германии, хотя, безусловно, момент моего отъезда в Россию повлиял на наши отношения. Он просто не понял. Тем не менее мы поддерживали связь. Я продолжил писать магистерскую работу. Он был моим научным руководителем до конца этой работы, я рассказывал, что участвую в уникальном проекте по разработке беспилотного грузовика. И в один момент я увидел на LinkedIn, что он перешел в компанию Arrival. Я уже слышал о компании к тому моменту, но он тогда мне рассказал, что у Arrival есть крутая команда в России, которая занимается разработкой программного обеспечения. А основной костяк команды селф-драйвинга находится в Питере. 

Я скинул резюме преподавателю, он же просто отправил в HR и сказал им, что если есть какие-то вакансии, пожалуйста, рассмотрите этого кандидата. Абсолютно прозрачный процесс подачи, любой может податься на любую из вакансий даже внутри компании. Я подавался на роль базового инженера-разработчика беспилотных автомобилей. К тому моменту в компании открывалось и активно развивалось направление разработки системы управления беспилотного транспорта, и я подавался именно в это направление. 

— Какая у тебя мотивация в работе?

— У меня есть мечта, что однажды я выйду на улицу, а автомобиль сам подъедет ко мне. Я в него сяду на заднее сиденье. И буду изучать там какие-нибудь материалы, заниматься тем, что мне действительно интересно, не делая вот эту вот рутину. Причем не просто рутину, а рутину, которая небезопасная. Человек всегда будет нарушать правила, не всегда будет ездить по оптимальному пути. Человек не может предвидеть каких-то ситуаций на дороге, что может делать автономная система. Моя мечта — автоматизировать этот аспект, который поможет нам снизить эти риски.

 

— Ты видишь себя в компании через три-пять лет?  

— Сейчас достаточно сложно прогнозировать, я еще совсем недавно получил возможность перейти на новую роль. Поэтому я вижу сейчас основную свою задачу именно в продукте, в выводе этого продукта. 

— Как тебе кажется, ты смог бы быть предпринимателем?

— У меня здесь на самом деле особое мнение, что необязательно быть предпринимателем и фаундером, чтобы чувствовать себя важной частью компании. Я чувствую себя абсолютно независимым, даже не ощущаю себя наемным сотрудником в этой компании. Я вижу прямой импакт, который я привношу. И сама компания не ставит мне никаких рамок, и это круто. Я чувствую себя действительно влияющим на этот бизнес. 

 

— Как ты распределяешь время между работой и отдыхом? 

— Все зависит от планирования. От того, как ты планируешь, оцениваешь риски, оцениваешь, что может вылезти в определенный момент, и зависит твой рабочий день. В этом плане я уделяю достаточно много времени планированию именно с учетом рисков. Но, безусловно, с разницей в минус 3 часа (разница во времени с Великобританией, где находится штаб-квартира Arrival. — Forbes), и порой с разницей времени на другом континенте, это сложно. Да, приходится порой работать очень много по будням, но это осознанное желание. Я ни разу не сталкивался с тем, чтобы я чувствовал себя каким-то суперперерабатывающим, суперусталым. Все это на такой вот правильной ноте, скажем так, на балансе между пониманием того, что ты делаешь, и непосредственно затратой на это своего времени.

Полную версию интервью с Павлом Савинковым смотрите на канале Forbes в YouTube

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+