На своей волне: как 26-летний фанат радио возглавил музыкальные проекты VK
Страстью Константина Сидоркова с детства было радио. Едва научившись пользоваться телефоном, он стал дозваниваться в прямой эфир радиостанций, участвовать во всевозможных розыгрышах и конкурсах — и так часто, что скоро его уже стали узнавать ведущие.
В 12 лет Сидорков открыл для себя мир интернет-радио и решил сделать свою станцию — радио Premium. Чтобы найти первых помощников и сотрудников, ему приходилось скрывать реальный возраст. За несколько лет радиостанция Premium выросла и стала выступать партнером крупных мероприятий.
Благодаря такому опыту уже в 15 лет Сидорков попал на радио ENERGY, где занимался развитием социальных сетей и брал интервью у звезд. В этот период он познакомился с командой «ВКонтакте» и получил от компании предложение о работе. На новом месте Константин вместе с командой и «Радио Рекорд» запустил «VK Fest», зарегистрировал в «ВКонтакте» Рамзана Кадырова, Рустама Минниханова и многих других глав регионов, а также создавал страницы зарубежным артистам.
За семь лет в компании Сидорков вырос с позиции менеджера спецпроектов до директора по развитию музыкальных проектов и участвовал в недавнем перезапуске сервиса «VK Музыка». Как начать бизнес, будучи школьником? Что нужно, чтобы на равных общаться с зарубежными звездами? И зачем регистрировать в VK Рамзана Кадырова?
— Как вообще в твоей жизни появилась музыка?
— Все началось, когда мне было еще лет пять, у родителей был магнитофон Panasonic, в который можно было вставлять кассеты и на которые можно было записывать песни, играющие на радиостанциях. Я просто сидел днями и ночами напролет, слушал радио «Европа Плюс» и просто как-то ранжировал песни и записывал их на разные кассеты. Мне это нравилось намного больше, чем кататься на велосипеде.
В первом классе нам дали творческое задание. И я в большой альбом выписал все анекдоты, которые тогда звучали на «Русском радио». А нужно понимать, что на момент начала 2000-х радио было по своему содержанию настолько свободно, почти как интернет, там многое позволялось, и анекдоты, которые звучали на «Русском радио»,были очень пошлые, максимально неприемлемые. Я все это выписал и потом торжественно перед директором школы, перед завучем это все зачитывал.
— Что за радио вы создали с другом, когда тебе было 12?
— После того, как я уже записал все возможные кассеты, я стал постоянно дозваниваться на радио, участвовать в разных акциях, конкурсах и так далее. Когда я дозванивался, меня часто принимали за девушку, потому что у меня был очень высокий голос. И часто было так: «Девушка, как вас зовут?», я такой: «Я Костя». Иногда даже бросали трубку, не хотели со мной разговаривать. Когда дома появился хороший интернет, я вдруг обнаружил, что, оказывается, в сети есть много онлайн-радиостанций, которые представляют из себя просто какое-то бесконечное потоковое радио. И я задался вопросом, а почему бы в интернете не создать такую же профессиональную радиостанцию, как мы привыкли слышать в машине, на FM-частотах. И начал читать, изучать, что нужно, для того чтобы в интернете начала вещать радиостанция. Я понял, что для этого, кроме нескольких специальных программ, ничего не нужно, все это будет у тебя прекрасно вещать с домашнего компьютера. И я зашел в один из чатов поклонников радио Energy, просто туда написал: «Ребята, кто умеет настраивать вещание онлайн-радио, кто вообще шарит за это?» И один из 200 человек вдруг мне отвечает, что «Да, давай скинь мне свою «аську» [ICQ — мессенджер], я тебе все расскажу». И мы с ним списываемся в аське. Выясняется, что ему 18 лет, он студент МАИ. Он подключился удаленно к моему компьютеру и все настроил.
— В какой-то момент это превратилось в бизнес-проект? И приносило это какие-то деньги?
— За четыре года это не стало каким-то серьезным бизнесом, все это продолжалось все четыре года на полном энтузиазме. С момента запуска домашнего радио прошло где-то, наверное, года полтора, и я замечаю в эфире радио Energy проходит акция «День радио». Призом этой акции был целый день в редакции радиостанции. И я подумал — какая должна быть мотивация у победителей этой акции, чтобы в ней выиграть. И я решаюсь написать победителю и предложить ему стать у нас ведущим. Просто нашел его, по-моему, в «Одноклассниках» [социальная сеть] и написал: «Руслан, приходи к нам работать ведущим».
Мы с ним встретились, он, конечно, был в шоке, что к нему пришел какой-то там 13-летний подросток и что-то от него хочет, и говорит ему про какую-то работу на радио. Парню на тот момент 24 или 25 лет. Я решаю тогда сделать ход конем. Без денег все-таки такие проекты запускать крайне сложно, без какой-то массовой рекламы. И я предлагаю Руслану, который победил в акции на Energy: «Мне кажется, что из тебя бы получился классный генеральный директор, продюсер, руководитель, который бы смог помочь нам зарегистрировать юрлицо, получить лицензию СМИ, ну, обзавестись студией, и так далее». И его это предложение заинтересовало, он как раз был в поисках какого-то бизнеса и работы для души. Мы решили работать вместе, начали собирать команду. В проект не было привлечено каких-то супербольших инвестиций, мне кажется, суммарно за первый год мы потратили 300 000 рублей, наверное, или 350 000.
— Откуда были деньги?
— Это были как раз деньги Руслана, он вложил их в оборудование. Помещение, благо, нам тогда досталось бесплатно, так как по семейной линии он работал в нескольких зданиях в районе Киевской, и нам досталось хорошее подвальное помещение. Мы там оборудовали студию. Живых денег мы за все эти четыре года никаких не видели, но я начал практиковать бартерные коммуникации, сотрудничество. Начал договариваться с организаторами мероприятий, брендами, с какими-то площадками — со всеми, кому было бы интересно рекламироваться на радио, и начал им предлагать просто бартерную рекламу взамен на какие-то совместные спецпроекты. Конечно, получал много отказов, но при этом научился хорошей деловой коммуникации.
— Как ты попал в VK (до 12 октября 2021 года — Mail.ru Group)?
— Мы с командой «ВКонтакте» познакомились еще в 2012 году, когда я на Energy работал всего лишь второй год. Я им просто написал на почту: «Ребята, привет. Мы видим, что там вы активно работаете с радио «Рекорд». Нам тоже бы хотелось стать вашим партнером. Скажите, что для этого нужно? Мы готовы у себя в эфире запретить упоминать Меta (Facebook), Twitter и вообще любые другие соцсети. Мы готовы полностью эксклюзивно работать с вами». И ответ поступил, по-моему, через несколько часов. Мне ответил Георгий Лобушкин (с 2012-го по 2016 год — пресс-секретарь «ВКонтакте»). И оказалось, что он, живя в Питере, постоянно слушал Energy через интернет. И он ответил: «Ребята, приходите в дом Зингера (штаб-квартира «ВКонтакте» в Санкт-Петербурге. — Forbes), пообщаемся». И через месяц вместе с продюсером радиостанции мы поехали в дом Зингера. Я помню это впечатление первый раз, когда я туда зашел, ты просто как в каком-то храме. Это был храм интернета, на тот момент самый главный и вообще единственный. Какой-то магией он был окутан, как и сам Павел Дуров. Такой недоступностью. Когда мы сидели в переговорке, Павел прошел мимо и нам издалека помахал. И тут я такой: «Так, все-таки он существует. Все-таки невымышленный».
Когда в 2014 году в «ВКонтакте» пришел новый директор по маркетингу, уже легендарная личность по имени Ярослав Андреев (также известен в интернете как Эльф-Торговец), который является крестным отцом тиктокера Дани Милохина и, мне кажется, в целом главных TikTok-домов нашей страны, он почти сразу начал искать себе человека, с которым бы занимался партнерским маркетингом. Человека, который вел бы всю коммуникацию с партнерами. И тогда Гоша сказал ему, типа: «Смотри, у нас есть фанат VK, он ходит постоянно в наших толстовках, везде за нас топит. Тебе надо с ним пообщаться». И мы встретились. На встрече Ярик, конечно, начал в своей манере рассказывать, сразу продавать: «Все, давай, значит, завтра ты к нам переходишь!» и так далее. Но справедливости ради я думал почти месяц над предложением. И согласился.
— Чем ты занимался, когда только пришел?
— Пришел на должность менеджера спецпроектов. Моей задачей было выстроить все партнерские отношения с радиостанциями, так как я знал, как это работает. У нас еще с Ярославом был интересный опыт регистрации глав регионов. Мы подумали, что ведь главы регионов такие же звезды, как Николай Басков, просто в своем субъекте. Решили пойти с козырей. И я задался целью зарегистрировать в «ВКонтакте» Рамзана Кадырова, тогда он являлся суперзвездой Instagram.
Это был конец 2014-го — начало 2015-го года. Я понимал, что все заходы через пресс-службу точно не принесут никакой удачи, потому что вряд ли кто-то хочет подкинуть себе дополнительной работы. И после какой-то конференции я вдруг познакомился с блогером из Чечни. Второй вопрос, который ему задал, был: «Заур, почему у Рамзана Ахматовича нет страницы в «ВКонтакте»? Нужно это как-то исправить». Он это воспринял как прямое задание. Я уже, честно говоря, ни на что не надеялся, и вдруг звонок через месяц: «Костя, а ты что завтра делаешь?» Я такой: «Ну, можем встретиться в 14:00». Он такой: «Нет, нужно в Грозный прилететь», я такой: «Хорошо». Я говорю Ярославу: «Ярослав, полетишь?» Он такой: «Нет, слетай». И это была, наверное, первая большая серьезная командировка. Спустя несколько дней переговоров и встреч сначала с разными помощниками, мы по итогу встретились с Кадыровым, все утвердили, ударили по рукам, и через несколько недель или, по-моему, даже через несколько дней его страницу в «ВКонтакте» запустили.
— Что, на твой взгляд, поменялось в «ВКонтакте» после того, как Павел Дуров продал компанию?
— С момента продажи компания, конечно, очень сильно выросла. Я приходил в московский офис VK и был девятым сотрудником, а сейчас в нем работает порядка 200 человек. В Петербурге также команда выросла очень сильно. Если мне не изменяет память, там было порядка 40 разработчиков, а сейчас команда насчитывает около 600 или 700 разных специалистов. И самое главное, что за это время компания не утратила своих ценностей. И социальная сеть уже на текущий момент является огромной платформой, которая включает в себя не как в 2014 году только развлекательные сервисы и общение, сейчас это полноценный супер-ап, в котором ты можешь воспользоваться огромным количеством услуг — от заказа еды, такси, продуктов до поиска работы и других полезных сервисов.
— Почему Mail.ru переименовалась в VK?
— Для нас изнутри ребрендинг кажется очень логичным шагом. Потому что уже на протяжении последних нескольких лет социальная сеть все глубже интегрируется во все продукты компании, в экосистему. И на самом деле в какой-то момент соцсеть стала центром всей экосистемы Mail.ru Group. Такие сервисы, как, например, Delivery club, внутри экосистемы стали VK Eda, а City Mobil стал VK Taxi. Стало очевидно, что для обычного пользователя так будет намного проще и понятнее — VK как большая компания, которая все объединяет, и наши сервисы и продукты станут еще более доступными и понятными для аудитории.