Как 26-летний основатель разработчика беспилотников стал самым молодым гендиректором
Алекс Родригес всегда хотел быть изобретателем. Свое детство он провел в канадском городе Ватерлоо; уже тогда он побеждал более старших соперников на соревнованиях по робототехнике, а в 19 лет сконструировал беспилотный гольфмобиль. Хотя профессора и журналисты советовали ему заняться созданием беспилотных автомобилей, Родригес пообщался с представителями автотранспортных компаний и решил применить свой талант в менее привлекательном смежном направлении — 18-колесные грузовики.
Его компания по разработке программного обеспечения для автономных грузовых автомобилей Embark вышла на биржу 11 ноября через слияние со SPAC Northern Genesis Acquisition Corp. II при оценке в $5 млрд, в результате чего состояние 26-летнего изобретателя было оценено в $500 млн, а он сам стал самым молодым генеральным директором публичной компании.
«SPAC — это просто средство для достижения цели, — говорит Родригес. — А цель выглядит так: ты ложишься спать, при этом в грузовике никого, и он едет по сотням пунктов назначения в США. Ты просыпаешься, а он все еще едет».
Алексу Родригесу удалось достичь экстраординарного успеха до 30 лет — возможно, потому, что у него было такое же необычное детство. Отец Родригеса, который изобрел рекламные блоки на разделителях для продуктовых касс, не читал маленькому Алексу сказки на ночь: вместо этого они с сыном разрабатывали бизнес-планы, обсуждая маркетинговые, операционные и технические стратегии.
Родригес основал Embark после того, как познакомился с Брэндоном Моаком, другим инженером-мехатроником из Университета Ватерлоо (вместе с ним они разработали автономный гольфмобиль). Закончив этот проект, они привлекли $2 млн на продвижение беспилотных грузовиков, выиграли грант Питера Тиля, бросили учебу и переехали в Сан-Франциско. В 2019 году партнеры попали в рейтинг Forbes «30 до 30» с финансированием всего $47 млн (по сравнению с их нынешним финансированием $117 млн до IPO).
Поведение Родригеса и сейчас нетипично для 26-летнего генерального директора с состоянием $500 млн. Вместо того чтобы тратить деньги на особняк, который идеально смотрелся бы в Instagram, на коллекции произведений искусства или спортивные автомобили, Родригес живет с двумя соседями по комнате и украшает свою спальню фигурками Lego. У него даже нет автомобиля — Родригес передвигается на велосипеде. У него нет Instagram. Он работает на раскладном столике, который купил на Amazon, и говорит, что самые приятные вещи, которыми он владеет, — это тренажер Peloton, купленный для улучшения концентрации, и кожаная куртка, которую ему подарил инвестор Sequoia после раунда серии B. «Я сосредоточен на создании Embark, — говорит он. — Моя жизнь полностью меня устраивала, когда мы были стартапом из пяти человек, и поэтому я не стал что-то сильно менять».
Бизнес-модель Embark тоже почти не изменилась с момента основания, это всегда была компания с фокусом на SaaS. Она встраивает свою операционную систему в грузовики Peterbilt (помимо прочих), а потом позволяет клиентам, среди которых Anhaueser Busch, DHL и HP, пользоваться беспилотными грузовиками на территории США по подписке. Затем компания выставляет клиентам счет за беспилотное вождение в расчете на количество миль и зарабатывает как на этом, так и на продаже своей операционной системы.
По словам Родригеса, Embark, которую он считает старейшим производителем автономных грузовиков, с 2016 года увеличила объемы финансирования и число сотрудников по меньшей мере вдвое. После IPO она планирует масштабироваться и к 2024 году выполнить более 14 200 заказов на грузовики с системой Embark. Кроме того, Родригес объявил о партнерстве с Luminar — компанией по производству лидаров из рейтинга «30 до 30», чтобы совместно работать над новыми автомобилями.
Теоретически водители грузовиков сегодня могут оставаться дома с семьями, пока автомобиль с системой Embark проезжает 100 промежуточных станций, расположенных на расстоянии до 480 км друг от друга, и садиться за руль, только чтобы доставить грузы в пункт назначения на легких грузовиках, лучше приспособленных к непредсказуемой городской среде. Но пока не будут приняты законы, регулирующие движение 18-колесных робофур внутри и между штатами, для подстраховки водители должны будут находиться в беспилотных грузовиках.
Водители, уставшие от поездок через всю страну, не единственные поклонники компании: экологам нравится, что ее автомобили используют на 10% меньше топлива, чем стандартные грузовики, а экономисты считают, что деятельность Embark поможет устранить нехватку 80 000 водителей грузовиков, которая приводит к инфляции и задержкам в доставке.
Embark — не единственная компания по производству беспилотных транспортных средств, которая достигла успеха: TuSimple, поддерживаемый Walmart стартап Gatik, принадлежащая Alphabet компания Waymo и Aurora, поддерживаемая Amazon, также стремятся занять свои позиции в сфере, которая, возможно, станет для перевозок направлением будущего. Автоперевозки — это отрасль с оборотом $800 млрд в США и рынок с оборотом $4 трлн во всем мире, и ожидается, что они продолжат расти за счет увеличения числа беспилотных транспортных средств и крупных инвесторов. Как и Embark, некоторые из этих относительно новых стартапов выходят на биржу. Компания TuSimple, бизнес-модель которой похожа на Embark, стала публичной в апреле благодаря слиянию со SPAC и сохранила относительно стабильную стоимость акций. Aurora вышла на биржу на прошлой неделе.
Для инвестора SPAC Northern Genesis конкуренция — это возможность, а не угроза. «Это еще больше укрепляет мою веру в неизбежность такого исхода, — говорит Ян Робертсон, генеральный директор Northern Genesis. — Я не думаю, что это рынок, где победитель получает все. Я искренне считаю, что технологии Embark равны или превосходят те, которые могут предложить другие компании в этой области, и что им повезло находиться в этой сфере дольше всех».
Перевод Натальи Балабанцевой