К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Услуга за услугу: клиентские сервисы, разогнавшиеся в кризис

Фото REUTERS / Carlos Barria
Фото REUTERS / Carlos Barria
Как стартапы помогают ресторанам, кафе, магазинам, салонам красоты привлекать посетителей через соцсети, локационные сервисы и мобильные приложения

Ресторанный бизнес одним из первых ощутил влияние кризиса. В Москве число ресторанов с ноября 2014 года по март 2015 года, подсчитали для Forbes в справочном сервисе 2Gis, сократилось на 2,7%. А с ноября 2015 года по март 2016 года — еще на 0,5%. Как чувствуют себя рестораторы, оставшиеся на рынке? «Покупательская способность в кризис не особо снизалась, но гости стали более избирательны, — говорит Андрей Калагин, основатель бара Lumberjack. — Лояльность формируют как концепция заведения, кухня, сервис, атмосфера, так и скидки и акции».  Слова «программа лояльности» давно не ассоциируются только с карточками, купонами или SMS о специальных акциях. «Ресторанный бизнес постоянно развивается, как и любой другой, поэтому заниматься формированием лояльности нужно всегда, вне зависимости от экономической ситуации», — считает Екатерина Гагарина из ресторана «Шотланская клетка». Forbes сделал подборку стартапов, помогающих ресторанам, кафе, магазинам, салонам красоты и т.д. завлекать посетителей через социальные сети, локационные сервисы и мобильные приложения. Все эти сервисы  в кризис стали активнее набирать аудиторию.

iConn App

«На купонные  сервисы сотни тысяч человек в месяц заходили — сметали купоны, Foursquare  пользовались миллионы человек, а что сейчас? — рассуждает Дмитрий Щукин, создатель iConn App. — Приложение Foursquare после выделения «чекинов» в отдельный продукт — Swarm, «покрылось пылью». Люди, которые пользовались им, никуда не делись. Они продолжают пользоваться гаджетами, но в «чекинах» они разочаровались».

 

Идея: Приложение-агрегатор скидок за «чекины» в заведениях.

Как это работает: В приложении можно узнать о скидках в заведениях и магазинах и отфильтровать их, как нужно. За «чекин» в приложении пользователь получает дополнительную скидку, размер которой определяет число  репостов «чекина»  в соцсетях и его охват.  Рестораторы загружают в сеть всю информацию через веб-платформу, потом через нее же отслеживают статистику посещений,  количество друзей посетителей, отзывы  каждого гостя.

 

Масштаб:   В 2012 году стартап получил 30 млн рублей от частных инвесторов. Для пользователей сервис открыт с сентября 2015 года. К iConn App подключилось почти 600 заведений в десяти городах России, число скачиваний приближается к 290 000. Ежедневно  приложение запускают 6 500 человек.

Где деньги: iConn App берет с поставщиков услуг от 5 000 до 25 000 рублей в месяц. Ценник зависит от статуса заведения и набора маркетинговых опций в системе. Есть другая схема ценообразования — клиент может  купить несколько сотен «шэров», каждый  за 10-40 рублей. Текущая выручка — более 1,5 млн рублей в месяц, что, по словам Щукина, позволяет проекту быть самоокупаемым.

Планы: К концу мая создатель iConn App надеется подключить более 1000 заведений, в том числе путем продажи франшиз рекламным агентствам или сетевым кафе в регионах.

 

HotWifi 

«Вначале мы тестировали несколько придуманных нами программ лояльности, — вспоминает Дмитрий Степаненко, владелец HotWifi. – Но поняли, что лучше помочь сделать уже существующие программы еще эффективнее или реанимировать их».

Идея: Показывать пользователям рекламу или спецпредложения, когда они подключаются к wi-fi в ресторане, салоне красоты, фитнес-клубе и т.д. При этом заведение сможет собрать открытую информацию о посетителях (пол, возраст, дни рождения, хобби и т.д.) с их страниц.

Как это работает: Вначале HotWifi предлагал при wi-fi идентификации в заведении разместить пост на своей «стене» в социальной сети. Но до 70% пользователей нажимали кнопку «пропустить», хотя за публикацию можно было, например, получить флаер на скидку для друзей. Теперь HotWifi предлагает при «чекине» подписаться на группу заведения в социальной сети, чтобы узнавать о новых предложениях. Также HotWifi придумывает специальные акции: например, для гостиниц — опрос об уборке номера, за участие в котором гость получит коктейль в лобби-баре.

Масштаб:  HotWifi в 2014 году получил около 1,4 млн рублей инвестиции от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Первыми к сервису подключились BaskinRobbins, Subway, WorldClass. Сейчас у проекта 1500 точек, 950 из них — в Москве. Региональные подключения — в основном по франшизе. Еще 80 ресторанов — у франчайзи  HotWifi  в Германии, Испании, Канаде. Основная часть клиентов стартапа — кафе и рестораны. Но услугами HotWifi пользуются таже отделения банков, турагентства и даже региональные аэропорты. Другая категория клиентов — интернет-провайдеры: HotWifi дает им возможность размещать рекламу на окне SMS-авторизации при подключении гостя к wi-fi сети.

Где деньги:  Стоимость годового участия в сервисе — 30 000 рублей, годового контракта с интернет-провайдером — до 12 000 рублей. Прямые продажи и продажи через посредников приносят примерно одинаковое число новых подключений. Выручка HotWifi по итогам 2015 года превысила  25 млн рублей.

 

Планы:  За три года развития HotWifi  запустилось еще несколько проектов с похожей идеей. Тем не менее, Степаненко рассчитывает за 2016 год увеличить число клиентов в два-три раза, в том числе за счет продаж франшиз в Европе.

Eristica

«Instagram приучил людей делиться фотографиями своей ежедневной жизни, — объясняет основатель Eristica Никита Акимов. — Люди заключают пари уже много веков, и мы решили сделать Instagram для споров».

Идея:  Социальная сеть для споров и пари, которые могут объявлять как частные,  так и коммерческие пользователи.

Как это работает: Каждый участник может создать спор (прописываются  условия, ставка, сроки), выбрать  противника и  арбитра.  Противник, принявший вызов, присылает фото или видео в доказательство выполнения задания, а тот, кто назначил спор принимает или отклоняет его. Каждое состязание попадает в общую ленту, так что за ним следят все    зарегистрированные  пользователи. Посты, будь то споры или доказательства, можно «лайкать», комментировать и отправлять друзьям. В открытых конкурсах-«челленджах» доказательства могут присылать все желающие, а победителя определяют по числу «лайков».

 

Масштаб: Приложение запустилось в июне 2014 года, на сегодня зарегистрировано 500 000 человек. Уже проведено около 1 млн споров и 1000 «челленджей». Пока только 35% пользователей создают споры, остальные  остаются только зрителями. Группа российских бизнес-ангелов во главе с Вильямом Шором (инвестором фондов «Сумма» и Caspian VC) вложила в проект около $1 млн.

Где деньги: Главный источник дохода – коммерческие конкурсы.  Например, сеть салонов красоты призывала девушек присылать фото «в образе», чтобы побороться за  дизайнерскую стрижку. Производитель именных свитшотов Atelier Kalte спонсировал в  Eristica конкурс Game of Schools для команд из школ и ВУЗов из стран СНГ.  Хитом стал конкурс интернет-магазина средств по уходу за бородой, предложивший мужчинам посоревноваться в том, сколько предметов можно зацепить в бороде. За все время работы Eristica провела около 90 кампаний, которые принесли ей почти 4 млн рублей выручки.

Планы:  Пока Eristica работает с брендами напрямую и через рекламные агентства. Но к лету запустит новую версию платформы, где компания, зарегистрировав  корпоративный аккаунт, сможет запустить конкурс без помощи команды Eristica.  За два года Акимов рассчитывает охватить 30 млн пользователей и выйти на годовую выручку в $1,2 млн.

JustBeFit

«Крупные ритейлеры уже запустили онлайн-заказы корзин продуктов, чтобы курьер вез их мне, пока я сплю. То же самое будет происходить во многих сферах услуг, — подчеркивает создательница JustBeFit Елена Смирнова. – Экономия времени и удобство выходит на первый план. «Уберизация» пришла даже в фитнес-индустрию, и мы этим воспользовались.

 

Идея: Дать возможность любителям спорта тренироваться там, где им удобнее, если разовая тренировка уже оплачена.

Как это работает:  Если пользователь застрял в автомобильной пробке или по каким-то другим причинам не успевает в конкретный фитнес-клуб, он может выбрать другое место для тренировки. JustBeFit предлагает ему, предварительно получив подтверждение от колл-оператора, отправиться через 15 минут в ближайший клуб. Точно так же можно выбрать другой клуб, если находится время между делами или в обеденный перерыв. Оплата тренировки между клубами не перераспределяется. Клубу-участнику сервис интересен тем, что случайный клиент, пришедший через JustBeFit, может стать постоянным.

Масштаб: JustBeFit запустился в январе 2015 года и сейчас работает с сетями фитнес-клубов «Коперник», «Планета Фитнес», World Class, клубами компании Fitness Holding,  студиями EMS-фитнеса, школы растяжки и танцев, центрами единоборств. Всего к сервису подключены 600 компаний – в сумме это 1200 точек тренировок в Москве и Санкт-Петербурге и еще четырех городах.

Где деньги: Смирнова и ее партнеры вложили в бизнес $500 000 и позднее  столько же получили от  бизнес-ангела.  JustBeFit не берет фиксированный платеж за подключение клуба, а удерживает 10-15% от стоимости забронированной тренировки. Общее число установок JustBeFit  на iOs и Android основатели проекта не раскрывают - по словам Смирновой, это несколько десятков тысяч.  Каждую неделю тренировки бронируют около 100 человек. Выручка проекта в 2015 году превысила 1 млн рублей, и проект вышел на операционную самоокупаемость.

 

Планы: Число партнеров создатели JustBeFit планируют расширить до 2500 до конца 2016 года.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+