К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кто делает бизнес в Сочи

Кто делает бизнес в Сочи
Предприниматели, которые умеют зарабатывать не только на Олимпиаде

Олимпийская стройка в Сочи идет полным ходом, но бизнес в курортном городе развивается не только на Красной поляне и на Имеретинской низменности. «Роснефть» согласилась поставлять топливо на все олимпийские стройки и получила возможность построить в Сочи сеть своих заправок. Другой партнер Олимпиады, «Мегафон», строит в регионе свою инфраструктуру, а Сбербанк вовсю раздает сочинцам кредиты на благоустройство фасадов и рекламирует пластиковые карты с олимпийской символикой.

«Сочи является одним из ключевых рынков для нас, поэтому в 2008 году мы открыли в этом городе школу английского языка и офис, — говорит Бернард Ширер, глава EF English First в России. — Конечно, сейчас к Сочи приковано всеобщее внимание. Олимпиада дает городу множество возможностей, включая возможность рассказать о себе миру. А сделать это, как известно, проще всего на английском». А «МЕТРО Кэш энд Керри», как уверяют представители компании, собиралась строить здесь торговый центр независимо от Олимпиады — в городе много гостиниц и заведений общественного питания.

Трудностей для ведения бизнеса в Сочи хватает. Одна из основных — логистика: доставка грузов осуществляется по единственной дороге. «Неожиданные ситуации возникают семь дней в неделю, это нормально. Оползень под Туапсе, например, повлиял на схемы поставки металлоконструкций. Но все знают, что оползни бывают и что логистика в Сочи — пока сложный вопрос. Две трети в цене инертных материалов — транспортная составляющая. Но таковы исходные данные для решения задачи. Компании ее по-разному решают», — говорит Евгений Филимонов, заместитель гендиректора омского научно-производственного объединения «Мостовик», которое строит в Сочи несколько объектов. Есть проблемы и с персоналом — большинство местных жителей зарабатывают на сдаче недвижимости курортником и не готовы сильно напрягаться.

 

Тем не менее есть предприниматели, которые успешно ведут в Сочи бизнес, не связанный напрямую с Олимпиадой. Вот несколько примеров малого и среднего бизнеса в Сочи.

Геннадий Огиенко
Дмитрия Тернового·для Forbes

Геннадий Огиенко

52-летний сочинец Геннадий Огиенко с 1992 года покупал и разрабатывал карьеры в Краснодарском крае. Четыре года назад он передал этот бизнес дочерям, а все свое время уделяет развитию проекта австрийского холдинга Asamer на юге России — компании «Аустромобил-Сочи». Огиенко — ее гендиректор и соучредитель (в капитале участвует еще один россиянин, Владимир Руденко). В 2007 году в сочинской промзоне открылся первый завод по производству бетона. Технология австрийская, все производство автоматизировано, качество каждой партии контролируют австрийские специалисты. «Наша цена не отличается от средней по городу, потому что затраты на инертные материалы растут, а у нас щебень и песок свои», — говорит Огиенко.

Для нужд Олимпиады в мае 2010 года открылся второй завод — в Красной Поляне. Спрос растет — раньше «Аустромобил» выдавал по 6000 кубов в месяц, сейчас в пять раз больше — 30 000. Третий завод собираются строить непосредственно в Имеретинской долине.

Андрей Гусев
Дмитрий Тернового·для Forbes

Андрей Гусев

Во всех сочинских школах исключили из обихода наличные — обеды, охрану, факультативы можно оплатить через платежные терминалы. Их за свой счет установил в школах предприниматель Андрей Гусев, чья компания «Единая платежная система» развивает мультисервисную сеть под брендом «Точка оплаты». В апреле терминалы появились и в ГИБДД. «Мы идем туда, где есть денежный поток и потребность», — говорит Гусев. 
Приехав из Москвы в Сочи в 1995 году развивать бизнес пейджинговой компании «Альфаком», Гусев остался у моря. Начали отмирать пейджеры — создал сеть салонов сотовой связи. Упал спрос на телефоны — занялся развитием билетной системы: на площадках, где проходят мероприятия, установили серверы и ПО, чтобы учреждения сами управляли продажами в режиме онлайн, а билеты можно было покупать удаленно. А в 2009 году на базе своих салонов и касс разорившегося местного банка выстроил сеть услуг шаговой доступности — в ней 28 касс и 300 терминалов. В любой точке доступна оплата услуг ЖКХ, интернета, кредитов, покупка билетов на концерты (не на мобильную связь приходится более 40% платежей). В сентябре стартовал новый пилотный проект — карта школьника. Помимо средства безналичной оплаты в школе она может быть и пропуском, и читательским билетом, и проездным. И даже дисконтной картой в местных магазинах. За прошлый год бизнес Гусева вырос в четыре раза.

Марсеаль Симмоно
Дмитрия Тернового·для Forbes

Марсеаль Симмоно

Марсеаля Симмоно, совладельца и шеф-повара французского кафе возле морского порта в Сочи, после полудня всегда можно найти в зале. Для Сочи такой стиль работы с гостями не характерен. Неслучайно именно его «Бригантину» любят показывать гостям, приезжающим контролировать олимпийские стройки. Обедал тут и президент Медведев. «Ему понравилось, что я готовлю», — говорит Марсеаль. 
В Россию он приехал 12 лет назад. Поработав в Москве и Екатеринбурге, перебрался в Сочи и уезжать не собирается — говорит, что летом все как в Ницце. Он управлял рестораном «Атмосфера» в Красной Поляне, а как только там развернулась стройка, отказался от аренды и перебрался в город. Его сын Бастиан, окончивший Высшую коммерческую школу, к тому времени тоже устал работать финансовым директором в чужой компании и приехал к отцу помогать развивать бизнес. Два года назад Марсеаль открыл в центре крохотное кафе со свежими круассанами и кофе, в июне 2010 года появилась «Бригантина» — помещение сосватал один из завсегдатаев. Вместе с партнерами занялись импортом выпечки, багетов и прочих продуктов из Франции. Летом стартует новый проект — производство итальянского мороженого. В планах — открытие ресторана на курорте «Роза Хутор». «В России все трудно, но все возможно», — говорит Марсеаль.

Роман Накашидзе
Дмитрия Тернового·для Forbes

Роман Накашидзе

Взять в прокат автомобиль в Сочи сейчас не проблема — хоть в аэропорту, хоть в городе. Эту услугу предлагают с десяток компаний. А в апреле 2006 года компания «Росса», организованная москвичами, была первой, кто предлагал легковую машину в аренду без водителя. Чуть позже появился и прокат грузовиков. «Прежде всего мы ориентируемся на местных жителей, — говорит Роман Накашидзе, управляющий директор и совладелец компании. — Мебель, например, в Сочи дорогая. Часто две семьи скидываются и на выходные едут в краснодарскую ИКЕА». Сейчас в парке 30 автомобилей.
Дыхание Олимпиады этот бизнес уже почувствовал. Корпоративные клиенты дают теперь почти треть выручки по грузовому прокату, по легковым машинам — около 20%. «Практически все эти компании имеют прямое отношение к олимпийскому строительству или участвуют в «олимпийских» процессах опосредованно», — говорит Накашидзе. Средний срок аренды автомобиля тоже увеличился — до двух-трех дней. 
Правда, новые конкуренты появляются теперь каждый сезон. Но работы, похоже, всем хватит.

Виталий Рыжов и Александр Морозов
Дмитрия Тернового·для Forbes

Виталий Рыжов и Александр Морозов

Три года назад, обсуждая, в какой сфере выгоднее всего начинать совместный бизнес, познакомившиеся на отдыхе москвичи Виталий Рыжов (на фото справа) и Александр Морозов решили сделать ставку на строительство. Виталий ранее занимался рекламой и маркетингом, Александр — оптовыми поставками дверей и стройматериалов, в том числе и опалубкой. На ней и остановились. «Домостроение нам было неинтересно: там типовые решения и много поставщиков, которые отгружают опалубку как картошку. Поставили себе задачу — заниматься нестандартными конструкциями», — говорит 29-летний Александр. 
Их компания «ПромстройРесурсТехнологии» предлагает комплексную услугу — технологи разрабатывают систему опалубки под конкретный проект, учитывая все требования строительства: нагрузки, сроки, бюджет, количество строителей в бригаде, климат, планы по дальнейшему использованию комплекта и т. д. Заказы размещают на чужих заводах. В Сочи предприниматели поехали сразу же, как только услышали о начале строительных работ, но увидели лишь поле с коровами. «Мы понимали, что потребности в этом регионе вырастут», — говорит Виталий. Стали ездить на форумы, искать заказчиков. В апреле 2010 года поставили сюда первую партию, за полгода продажи выросли на 40%. Среди олимпийских объектов в портфолио компании Адлерская ТЭС, Медиацентр, два тоннеля в Красной Поляне. На Сочи приходится 37% поставок. Бизнес растет. Недавно предприниматели купили 50% акций самарской проектно-строительной компании «347 Военпроект».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+