Олимпийская стройка в Сочи идет полным ходом, но бизнес в курортном городе развивается не только на Красной поляне и на Имеретинской низменности. «Роснефть» согласилась поставлять топливо на все олимпийские стройки и получила возможность построить в Сочи сеть своих заправок. Другой партнер Олимпиады, «Мегафон», строит в регионе свою инфраструктуру, а Сбербанк вовсю раздает сочинцам кредиты на благоустройство фасадов и рекламирует пластиковые карты с олимпийской символикой.
«Сочи является одним из ключевых рынков для нас, поэтому в 2008 году мы открыли в этом городе школу английского языка и офис, — говорит Бернард Ширер, глава EF English First в России. — Конечно, сейчас к Сочи приковано всеобщее внимание. Олимпиада дает городу множество возможностей, включая возможность рассказать о себе миру. А сделать это, как известно, проще всего на английском». А «МЕТРО Кэш энд Керри», как уверяют представители компании, собиралась строить здесь торговый центр независимо от Олимпиады — в городе много гостиниц и заведений общественного питания.
Трудностей для ведения бизнеса в Сочи хватает. Одна из основных — логистика: доставка грузов осуществляется по единственной дороге. «Неожиданные ситуации возникают семь дней в неделю, это нормально. Оползень под Туапсе, например, повлиял на схемы поставки металлоконструкций. Но все знают, что оползни бывают и что логистика в Сочи — пока сложный вопрос. Две трети в цене инертных материалов — транспортная составляющая. Но таковы исходные данные для решения задачи. Компании ее по-разному решают», — говорит Евгений Филимонов, заместитель гендиректора омского научно-производственного объединения «Мостовик», которое строит в Сочи несколько объектов. Есть проблемы и с персоналом — большинство местных жителей зарабатывают на сдаче недвижимости курортником и не готовы сильно напрягаться.
Тем не менее есть предприниматели, которые успешно ведут в Сочи бизнес, не связанный напрямую с Олимпиадой. Вот несколько примеров малого и среднего бизнеса в Сочи.