К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Запас идей бизнеса на науке постепенно иссякает»


Размышления бизнес-ангела по итогам обучения инноваторов

1 апреля в Новосибирске состоится финал конкурса «БИТ Сибирь 2011», где встретятся самые сильные сибирские стартапы. Но и для тех, кому главный приз не достанется, подготовка не прошла даром. В конце февраля для полуфиналистов прошел Лицей инноватора, организованный НП «Бизнес-Ангелы Сибири» при содействии РВК, Красноярского краевого правительства и завода «Красноярский машиностроитель». Суть программы «Лицея инноватора» проста — «Сделай так, чтобы бизнес-ангел в тебя поверил!». Это одновременно и просто, и очень сложно. Вся работа велась участниками Лицея совместно, командами по 2-3 человека (как правило, автор идеи, технолог и экономист) при участии реальных бизнес-ангелов в качестве кураторов. Небольшие вводные лекции — и сразу применение теории на практике инновационного бизнеса. Съехались со всей Сибири 55 человек, представляющих 26 проектов. Что мы увидели нового?

1. Налицо омоложение участников Лицея, их большая специализация. От трети проектов приехали по 3 человека, как мы и рекомендовали, причем роли в командах почти не менялись по ходу Лицея. Даже если идея проекта исходит от пожилых специалистов, они сочли возможным довериться молодежи.

2. Проекты стали менее проработанными с точки зрения рынка — запас «реальных» идей бизнеса на науке постепенно иссякает, идеи проектов виртуализируются, ребята все больше дают себе право «мечтать» о глобальных рынках.

 

Это отчасти связано с тем, что, во-первых, хорошие проекты с проработанной идеей бизнеса либо не доходят до нашего конкурса, так как уже прибраны местными инвесторами или предпринимателями, либо им не нравятся условия конкурса (мал призовой фонд). Во-вторых, если проект приходит на конкурс, то он обречен на известность, технологию видят многие, и не исключено появление конкурентного проекта. Стартапу бороться с клонами можно только за счет темпа развития, на это нужны деньги, а делиться с инвестором многие инноваторы по-прежнему не готовы — это и снижает конкурентные свойства проектов.

В-третьих, давно пора использовать площадку конкурса не только для отбора идей и их упаковки, но и для распределения средств предпосевной стадии — для поддержки проектов грантами. Это бы привлекло сильные команды из других программ («СТАРТ» фонда Fasie.ru, «Бирюса» в Красноярске, «Первый шаг» в Томске, «Лаврентьевский прорыв» в Новосибирске).

 

3. Стало понятно, что у команд из Сибири почти нет иллюзий, связанных с попаданием в Сколково или в Кремниевую долину. Если раньше такой лозунг обеспечивал конкурсу популярность, то сегодня конкурсов много. Приходится менять программу. В «Лицее инноватора» мы совместили учебу проектных команд со знакомством с ними бизнес-ангелов. Так, в течение недели 6 членов нашей ассоциации бизнес-ангелов «БАС» и два бизнес-ангела из США совместно профильтровали и проанализировали все проекты, выделив из них самые интересные — для себя лично, не вообще. «Дам я личные деньги в проект?» — критерий жесткий, но практичный.

4. Налицо появление внутренней синергии от проектов. Наш коллега Евгений Головенко, получивший приз на конкурсе БИТ-2010 и «Кубок Техноваций» МФТИ, выступит на финале с тремя проектами — нагрев цветных металлов, МГД-затворы для ванн с алюминием, «сухие» трансформаторы. По направлению «спутниковые и аэрофотографии» было три проекта, по ГЛОНАСС и GPS-навигации — тоже три.

5. Инновации стали «модой» — лидер проекта, победившего в «БИТ Сибирь 2009», Сергей Пелешкей, ныне заместитель председателя Молодежного экспертного совета при губернаторе Красноярского края по антикризисным мерам.

 

Программа на 10 дней была плотной: лекции и практикум по ТРИЗ, бизнес-проектированию на Project Expert, маркетинг, командные методы работы, лекции гостей VIII КЭФ и заместителя министра экономики и регионального развития Красноярского края Владимира Осипенко, которому, как и многим членам команд, всего 28 лет. Ребята съездили на Красноярскую ГЭС — одно дело видеть то, что нарисовано на 10-рублевой купюре, другое — увидеть громаду плотины воочию.

Фишкой Лицея была ежедневная работа команды психологов из Томского госуниверситета, уже 3 года сотрудничающей с нашим конкурсом. Они проводили опросы, тесты, глубинные интервью, аппаратное тестирование. Задачи амбициозные: выявить предпосылки успешности в инновационном бизнесе, помочь определить место в команде проекта, позицию для максимально эффективной и слаженной работы, указать проблемы и методы их решения для каждого отдельного инноватора. Для расширения эффекта дистанционного обучения, а также для обеспечения участия в обсуждении проектов неограниченной аудитории, была привлечена команда проекта Webinar.ru — по сути, тоже стартапа. 

Интересно, что подобные «Лицеи» и «школы» появляются не только в Сибири. В Москве Бизнес-инкубатор АНХ проводит 3-дневную Зимнюю школу, первая Зимняя Школа по разработке мобильных приложений прошла в Академгородке Новосибирска, есть обучающие тренинги и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, на Урале. Везде, где появились сообщества бизнес-ангелов, такого рода «Лицеи» и «школы» должны стать основой подготовки как членов проектных команд, так и новичков-«бизнес-ангелов». Ничего нового можно не изобретать — курсы «молодого бойца» есть во Франции, в США (Y Combinator), в Италии.

По итогам нашего Лицея могу сказать точно, что польза есть: быстрая проработка проектов в сторону большего понимания, навыки в написании стартаповского бизнес-плана, презентационные сессии и куча знакомств. Для меня главный вывод — в России подрастает  поколение, которое воспринимает инновации не как моду, а как неизбежность для своего бизнеса. Это дает силы и надежду.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+