Чего не хватает молодым инноваторам?
14 сентября 2010 года прошел форум «Деловой России», в рамках которого состоялся круглый стол «Вызов молодых: кто он - новый предприниматель новой России?». В нем участвовало много важных персон – председатель "Деловой России" Борис Титов, миллиардер Владимир Груздев, председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, депутат Илья Пономарев, строитель Александр Левченко, e-предприниматель Алена Попова, член жюри многих конкурсов Юрий Аммосов и много других людей. Участвовать в работе этого круглого стола меня заставило желание рассказать о работе, проделанной на летнем турнире «МодерниЗАция» большим коллективом людей под руководством Анатолия Ермолина, бывшего спецназовца из «Вымпела» и ныне директора Фонда «Открытая Россия», автора многочисленных образовательных программ для молодежи.
Но из-за жесткого тайминга не удалось рассказать о том, как мы пытались вместе с восьмьюдесятью парнями и девчатами, приехавшим со всей страны в «инновационно-образующий город «Инженер» в подмосковном поселке Кратово, учиться креативно мыслить над проектами, с которыми каждый из них работал в рамках конкурса. И, может быть, создать деполитизированный, «элитарный Селигер» - некий «лицей для инноватора».
Почему я хотел рассказать об этом проекте именно в этой аудитории? Сейчас объясню... За две недели до начала конкурса мы с Ермолиным приехали познакомиться с хозяином Центра. Александр Левченко, заслуженный строитель России, лидер «Деловой России» в Московской области, встретился с нами после утреннего рабочего "разноса" своих сотрудников, а потом укатил на квадроцикле инспектировать ход работ по подготовке центра, расположенного на 20 га, к приему гостей. Хозяйство у него, прямо скажем, хлопотное. Конкурс "подвисал" из-за форс-мажора - из-за задымления было трудно не то что работать над инновационными проектами, доводя до совершенства их презентации - трудно было даже дышать. Какой после этого толк от супер-лекторов: Николая Синюкова, проректора Российской экономической школы, Михаила Рогачева из группы Онэксим, финансирующего инновационные смены на озере Селигер, Владислава Иноземцева из Центра исследований постиндустриального общества, анализировавшего возможности модернизационного обновления страны, Алены Поповой – менеджера IT-индустрии, других практиков бизнеса, бизнес-ангельства и венчурной отрасли, рассказывавших, как они работают над IT-проектами или проектами типа Сколково-2. Из-за потери части лекторов, уехавших домой, встал вопрос о закрытии проекта и эвакуации его участников. Но мы не сдались – и конкурс состоялся!
Основа идеи конкурса «МодерниЗАция», как я ее понял – нечто подобное сменам Селигера, только для гораздо меньшего количества представителей молодых и даже немолодых креативно мыслящих людей (в том числе приехавших из Германии и Австрии), которые за десять дней хотят подняться на новый уровень развития. Весь лекционный и практический курс конкурса этому способствовали.
Каждый день участники конкурса получали новые, все более сложные задания. Например, вместо «Селигеровского» группового бега и ориентирования на местности, выехали на автобусах и электричках в Москву и там искали различные кретивные центры (например, арт-центр «Винзавод») и делали об этом видео и фоторепортажи. Участники конкурса занимались и практическими делами – например, рассказывали о своем месте проживания – «хабе», - пытаясь на его примере сделать модель новой, инновационной России. Правда, практическая польза от такого рода презентаций была примерно такой же, как от конкурса «Креативный город», в судействе которого мне довелось участвовать на Селигере-2010. Зато сколько «движухи» и «креатива»!
При этом было много «фишек», отличавших финал конкурса «МодерниЗАция» от «Селигера инновационного». Все участники (в том числе и его организаторы) получили пластиковые карточки «Банка «Кре@тово», на которые были зачислены «зарплатные» первичные деньги конкурса – «Web-овки». Затем в течение недели каждый в своем проекте мог сделать выпуск «акций» или «облигаций», увеличивая капитализацию своего проекта через спекуляции на местной «Бирже «Кре@тово». Это позволило многим из них подойти к окончанию конкурса с солидным кушем, заработанным умелым продвижением к коллегам-«инвесторам» своего проекта, и затем «конвертировать» «Web-овки» в реальные «товары» - мобильные телефоны, электронные книжки, флешки и прочие призы. Так, исподволь, организаторы конкурса пытались привить участникам стартап-проектов вкус к работе с внешним финансированием.
Другим «ноу-хау» организаторов были различные «элитарные» примочки – от Литературного клуба до конкурса «Как нам обустроить место проведения конкурса. Тут создавались фильмы в стиле «Видео-битвы», фоторепортажи, стихотворные и песенные аудиотреки. Запомнился участникам и транслируемый в on-line турнир презентаций проектов «Гладиаторы startup’а» - битва представителей проектных команд, каждый из которых по призыву рефери делал четырехминутную презентацию. Затем задавал по три наиболее трудных для соперника вопроса, чтобы выяснить подводные камни бизнеса, доказать, почему в бизнес противника не стоит инвестировать. После чего еще четыре минуты отвечал на 5-6 вопросов из зала и internet-пространства. За фаворитов можно было голосовать в интернете и по sms (проект MobyQuest давал для этого техническую возможность). Решение же по переходу в следующий этап борьбы за призовой фонд «Гладиаторов startup’а» выносил один из бизнес-ангелов, судивших проект как опираясь на мнение голосовавших, так и на собственное мнение.
Не понравилось то же, что и в «Селигеровской» инновационной смене – не было внимательной работы над экономикой проекта, над стратегией развития продукта, каналами продаж, патентной и юридической защитой, отсутствовало детальное бизнес-проектирование. Впрочем, этот недостаток в конкурсе «Кре@тово», в отличие от Селигера, легко исправить – проекты приезжают и туда, и сюда примерно на одинаковой стадии развития, но здесь их количество на порядки меньшее, а значит, при серьезно поставленном отборе и доукомплектовании команд носителями экономических знаний – студентами-экономистами, можно сравнительно легко организовать углубленную работу. Примерно так, как мы проводим в ходе тренингов на конкурсе «БИТ Сибирь», или как это было в ходе проекта «IBTEC-Russia» компании Intel летом 2009 года на базе МГУ в Звенигороде. Только срок такой работы должен уже быть не 1,5 недели, а месяц-полтора: чтобы проработать 20-30 проектов, нужно время. И, что обязательно – должна быть состязательность таких проектов, «узкое горло» их отбора. Только тогда проекты и их участники вырастут «как на дрожжах».
И еще не понравилось то, что венцом «Кре@тово» станет не получение инвестиционных ресурсов в проекты, а некая «культурно-познавательная» поездка на заседание Американо-Российского делового совета в Сан-Франциско, которая интересна, конечно, как и любая заграничная промо-акция российских инноваций за рубежом, но мало что даст ее участникам – с их проектами предстоит еще много работать на родине.
А ведь можно проводить подобные «Кре@тово» региональные школы - например, между полуфиналами и финалами региональных этапов конкурса «БИТ», поддержанного в 2010 году РВК. Тогда летний турнир «Кре@тово» хорошо разовьет и проекты, и самих участников на пути от полуфинала к финалу «БИТ». Это, в свою очередь, сделает выбор победителя конкурса оправданным. Можно будет оценивать и проработанность бизнес-плана, и внятность, обучаемость лидера проекта. То есть исправит то, что пока сдерживает как ОАО «РВК», так и представителей судейского сообщества конкурса от предоставления гарантированного финансирования проектам – победителям конкурса «БИТ».
Участие же в школе «Кре@атово» лидеров «Деловой России», как мне показалось, сулит новые перспективы от сотрудничества обеим сторонам: и организаторам, и представителям проектов. Организаторы получают мощную PR-компанию в деле, находящемся на «гребне» общественного и властного интереса, а проекты – возможность поверить в реализацию своих инновационных проектов не только через государственные и иностранные фонды, но и с помощью российских бизнесменов, которых, надеюсь, с течением времени все больше и больше станут интересовать реальные инновационные проекты для их реализации в России. Ведь инновации прорастают там, где есть «креаторы». Но прививаются, растут и дают «плоды» только там, где есть для этого возможности и потребности у реального бизнеса.