К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Хочешь разбогатеть? Не думай о миллионах

Хочешь разбогатеть? Не думай о миллионах
Президент сети магазинов Henderson Рубен Арутюнян объясняет, почему в бизнесе необязательно и даже нежелательно брать деньги в качестве ориентира

«Мечтать стать миллионером можно разве что в детстве»,  считает Рубен Арутюнян, основной совладелец сети салонов мужской моды Henderson. Годовая выручка его компании приближается к $100 млн, число магазинов перевалило за сотню. В середине 2010 года инвестфонд Aton Capital Partners приобрел миноритарную долю в Henderson, заплатив, по разным оценкам (условия сделки не разглашались), от $10 млн до $20 млн. Арутюнян при этом утверждает, что никогда не ставил перед собой цели разбогатеть. Предприниматель рассказывает, какой может быть, на его взгляд, правильная мотивация в бизнесе.

Один мой итальянский друг купил виноградник в Армении. Целых восемь лет он занимался селекцией, прежде чем получил виноград, из которого можно делать хорошее вино. Если бы он обратился со своим проектом к любому инвестору, его бы на смех подняли. Восемь лет — это даже не окупаемость вложений, а только подготовка к началу производства. Но у моего друга не было цели столько-то вложить и столько-то заработать. Он взялся за дело ради удовольствия доказать: эта земля может давать не только отличный коньяк, но и отличное вино. В прошлом году он представил свое вино на выставке в Лондоне и сразу же привлек внимание. Он стал первым поставщиком армянского вина для нескольких известных лондонских магазинов и «мишленовских» ресторанов.

Я знаком со многими бизнесменами. И не знаю ни одного, кто однажды, проснувшись, составил бы четкий план, пошел по начертанному пути и именно так достиг успеха. В бизнесе важнее не карта, а компас. Мне кажется, главное — определиться с приоритетами, с тем, что доставляет тебе удовольствие, а что нет. Я не верю, что можно стать хорошим музыкантом или футболистом, занимаясь по восемь часов в день без всякой любви к этому делу. В бизнесе то же самое. Без увлечения, без личного интереса далеко не продвинуться. А деньги — это уже следствие правильного выбора приоритетов.

 

Расскажу, как появилась сеть салонов Henderson. Сам бренд был создан не мною, а владельцами польской компании LPP Мареком Пехоцки и Ежи Любяничем. Я познакомился с ними, когда торговал одеждой Fruit of the Loom. В середине 1990-х они искали, кто мог бы продвигать на российском рынке мужские рубашки под маркой Henderson. Получив образцы и оценив перспективы, я согласился. Рынок рубашек среднего ценового сегмента тогда не был заполнен, и я со своим партнерами погрузился в изучение потребительских предпочтений. Мы помогали LPP формировать коллекции, выбирать материалы, цвета, фасоны. Это было очень увлекательно: я не перепродавал, а участвовал в развитии бренда. Но в какой-то момент случился диссонанс. Улучшая качество, мы неизбежно поднимались в цене. LPP это не устраивало: более дорогие товары труднее продавать, больших объемов с ними не сделаешь. В 2002 году поляки вышли на наш рынок с новой маркой — молодежной Reserved — и предложили мне поучаствовать в ее развитии. Попробовав, я сказал, что все-таки хочу сосредоточиться на Henderson. Во-первых, я не хотел заниматься масс-маркетом. Во-вторых, мне было не интересно просто перепродавать одежные коллекции, не участвуя в их разработке. И в 2003 году я выкупил у LPP марку Henderson. Наши пути разошлись. У LPP теперь пять молодежных брендов и годовая выручка почти €1 млрд. Но и мы делаем не одни только рубашки (у компании собственное дизайн-бюро, производственные заказы размещаются в Италии, Испании, Португалии, Китае и других странах. — Forbes). И меня радует, когда я вижу на улицах Москвы и других городов людей в одежде, обуви и с аксессуарами Henderson и Hayas — это вторая наша марка. Кайф получаешь не от количества нулей в выручке, а от осознания того, что помогаешь мужчинам выглядеть красиво.

Конечно, не всякая работа, которую делаешь с увлечением, будет приносить значительный доход. Кто-то подсчитал, что не более 5-10% людей могут максимально реализовать себя. Я смотрел трансляцию лондонской Олимпиады: соревновались восемь самых лучших бегунов мира, и каждый мечтал победить. Призовые места заняли только трое. Но это не значит, что остальные зря стремились к победе. Все мы разные по способностям. Важно определиться не только с тем, что нравится, но и что ты можешь или хочешь делать лучше других. Нет такого занятия, где нет смысла стараться «сделать себе имя», стать в чем-то лучшим. Это и есть путь к успеху. Если ты будешь лучшим дворником своего района, тебя могут сделать управляющим всех дворников. Важно также начать с правильным настроем. Лучшие актеры Голливуда, чье состояние сейчас изменяется десятками миллионов долларов, начинали с гонорара в $100–200. А французскому комику Луи де Фюнесу из года в год доставались второстепенные роли, но он все равно старался играть с максимальной выразительностью — и в конце концов все-таки прославился.

 

Путь к успеху не всегда бывает долгим, но начинается с каких-то скромных шагов. И когда вы выбираете направление и тему, необязательно брать за ориентир деньги. Если вы решаете печь пирожки не потому, что в этом бизнесе такая-то маржа, а потому, что очень любите пирожки и хотите делать их как можно лучше, в таком случае вы с большей вероятностью добьетесь признания у потребителей. А,значит, сможете хорошо заработать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+