Forbes.ru продолжает знакомить читателей с предпринимателями из разных городов России, участниками и победителями конкурса «Бизнес-успех». На этот раз едем в Пензу.
Энергогород
Михаил Шехтман уже 20 лет занимается системами промышленной автоматизации. Его научно-производственная фирма «Круг-2000» создана в 1992 году, когда кризисом в одночасье с рынка смыло всех российских конкурентов. «В начале 1990-х в нашем сегменте остались только крупные западные игроки», — вспоминает Шехтман. На первых порах костяк компании сформировали выходцы из Министерства приборостроения и средств автоматизации, а теперь в штате компании уже 230 инженеров, работающих в шести филиалах по всей России.
Рынок, по словам Михаила, идет в ногу с темпом развития отраслей ТЭК. За последние три года оборот компании Шехтмана удвоился. Однако догнать ведущих мировых игроков по поставкам оборудования «Круг-2000» и другим отечественным производителями пока не удалось: на их долю приходится порядка 10-15% рынка. Зато удалось захватить лидерство в инжиниринговых услугах.
«Постоянный рост тарифов вынуждает потребителей тщательнее контролировать потребление ресурсов», — говорит Шехтман. К новым реалиям «Круг 2000» готов: недавно запущены проекты «ЭнергоГород» и «ЭнергоГуберния», направленные на коммерческий учет всех энергоресурсов, оперативный контроль их качества, мониторинг состояния инженерных сетей города и региона. Целевыми клиентами новых сервисов станут все объекты ЖКХ, социальной сферы, промышленной сферы и коммерческой недвижимости. Проекты уже работают в Саранске, Ярославской и Пензенской областях, Уренгое и других городах.
Европейские амбиции
Михаил Ерютин начал свой кожгалантерейный бизнес шесть лет назад. До этого 15 лет работал с кожей. Решение открыть свое производство пришлось на самый разгар кризиса в российской легкой промышленности. Он решил разом конкурировать и с итальянцами (его марка Askent — для дорогих изделий), и с дешевыми китайскими производителями (марка Befler). «Мы стали первыми на российском рынке предлагать полный ассортимент коллекционной кожгалантереи, начиная от сумки и заканчивая брелками для ключей», — рассказывает Ерютин. Всего в ассортименте компании более 1000 наименований.
Первый фирменный магазин по франшизе открылся в мае 2009 года в Оренбурге. Сегодня у Askent 57 фирменных магазинов в России и в Казахстане, налажены оптовые продажи на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Италии, Швейцарии и Франции. «Наша главная цель сейчас — закрепиться на международном рынке, — говорит Ерютин. — Мы уже получили международную регистрацию нашей торговой марки в Евросоюзе».
Бизнес на отходах
Компания «Экоресурс» — детище научных интересов ее генерального директора Алексея Гусева, она возникла на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства по 217-ФЗ. В 2010 году на грант, полученный Гусевым от Управления инновационной политики Пензы, ему удалось закупить первое лабораторное оборудование. Затем последовали гранты от других структур — правительства и Министерства образования Пензенской области, а в ноябре 2011-го в капитал удалось привлечь и негосударственного инвестора — группу компаний «Техноком».
Весной 2012 года «Экоресурс» создал первую промышленную партию своей продукции — травмобезопасное покрытие из резиновой крошки для детских и спортивных площадок. Оборот компании за год пока скромный — 8 млн рублей. «В будущем мы планируем продавать пакетную технологию, включающую в себя систему сбора и переработки отходов, производства и сбыта конечной продукции, рекомендации по маркетингу», — делится планами Гусев. Для создания логистической схемы сбора всех видов ТБО «Экоресурс» разрабатывает специальный законопроект, который в ближайшем будущем предложит Правительству Пензенской области.
«Сейчас у нас большие сложности возникают с психологией потребителя, — говорит Гусев. — Они не готовы использовать материалы, сделанные из отходов». Спорным моментом оказывается и цена, включающая в себя и стоимость переработки отходов. Конкурентов в столь, казалось бы, неконкурентном сегменте «Экоресурс» нажил себе сам: ими стали «потенциальные инвесторы», желавшие инвестировать в предприятие Гусева.
Еще одна типично инновационная головная боль «Экоресурса» — бюрократия. «Установка по переработке была куплена в феврале, а мы до сих пор не можем получить лицензию из-за огромного количества инстанций, с которыми нужно все согласовывать», — сетует Гусев.