К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Советы для франчайзи

Советы для франчайзи
Покупка франшизы — простой способ создать свой бизнес. Если подойти к вопросу грамотно

Сегодня каждому бизнесмену известны основные экономические принципы успешного бизнеса. Нет денег на крупную сделку — купи в кредит или даже возьми в лизинг. Хочешь платить меньше налогов — применяй упрощенную систему налогообложения (УСН) или единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Не хочешь слишком рисковать — будь посредником, агентом или работай по франшизе. Грамотно комбинируя эти методы, можно создать вполне эффективный и надежный бизнес. Но одними общими представлениями о налогах и франчайзинге не обойтись, поэтому хочу поделиться некоторыми соображениями о практических сторонах работы по такой схеме.

Когда начинаешь свой бизнес, не хочется повторять чужие ошибки, и в этом франчайзинг очень похож на уроки вождения автомобиля. Все решения принимает сам водитель (франчайзи), все действия также производит сам, но в случае неверного решения или опасности инструктор (франчайзер) ударит по тормозам. С этой точки зрения и следует оценить потенциального франчайзера — каков у него опыт, репутация, какую помощь он окажет, особенно в том, что вам самому по каким-либо причинам сделать не под силу.

Бывает, что кроме франшизы, то есть предоставления своего исключительного права в пользование, франчайзер становится инвестором или соучредителем, совладельцем компании. Понятно, что, вкладывая деньги и рискуя своим именем (торговой маркой, например), он хочет не только иметь гарантии возврата своих средств, но и развивать свою сеть, завоевывать все большую долю рынка. И тут получение доли в компании становятся и рычагом управления, и залогом дальнейшего развития предприятия.

 

С другой стороны, наличие соинвестора — это определенное ограничение вашей свободы принятия решений и, более того, дополнительный риск. Если у франчайзера появится более прибыльный проект, то, скорее всего, именно туда он направит все помыслы и ресурсы, а развитие вашей компании при этом может затормозиться.

Кроме того, во многих договорах франчайзинга нет условия об исключительном праве франчайзи вести свою деятельность на конкретной ограниченной территории, а это означает, что буквально напротив вашего предприятия может открыться еще один или даже несколько франчайзи под той же маркой. Поэтому очень полезно уточнить, есть ли в договоре такие условия, а если их нет — то какие меры защиты предоставляются бизнесу?

 

Не могу не сказать и о том, как франчайзи будет уплачивать налог на прибыль и НДС. Наиболее простым режимом выглядит уплата ЕНВД, но не для всякого вида деятельности это применимо. Чаще всего применяют УСН, как более выгодную и простую систему. Обычно в договоре франчайзинга предусмотрены платежи двух видов — разовый (паушальный) и текущие (обычно в процентах от полученной прибыли). Для франчайзи, работающего на УСН по разнице доходов и расходов, более выгодны текущие платежи — их можно учесть в своих расходах на основании пп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. А с паушальным взносом следует быть особенно внимательным, так как для налогового учета расходов имеет значение то, какие именно объекты интеллектуальной собственности предоставляются в пользование по договору — в п. 2.1 ст. 346.16 приводится закрытый перечень объектов, расходы по которым разрешено учитывать в книге доходов и расходов. Такими объектами исключительных прав будут только изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также указанные результаты интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Все остальные, к сожалению, налоги не уменьшат.

Даже если вы не хотите связываться с франчайзингом, хотя бы из любопытства нелишне поинтересоваться, нет ли в выбранной сфере деятельности франчайзера, готового предоставить свой опыт и репутацию, — ведь именно его сеть в ближайшем будущем может оказаться вашим конкурентом. Проведя предварительные переговоры о покупке франшизы, можно будет заранее узнать одного из своих врагов, хотя, по меткому выражению Цезаря, обычно враги поджидают именно там, где их менее всего стали бы искать.

А может, подробно изучив предложение франчайзера, вы передумаете и примете решение действительно с ним сотрудничать. В конце концов, франчайзинг — это способ обратить требующее значительных затрат соперничество в обоюдовыгодное сотрудничество.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+