На многих сайтах, посвященных российской рекламе, сейчас идет разнообразное подведение итогов 2010 года, смотр достижений, анализ тенденций. Материалы следуют всеобъемлющие, затрагивающие все основные аспекты маркетинговых коммуникаций. Весь рынок делится на сегменты, и каждый скрупулезно рассматривается. В общем, вспоминается все. Формат блога дает возможность рассказать только о том, что интересно именно мне. А таковым мне показались три основные вещи.
Российские агентства. Для тех, кто «не в рынке»: есть агентства, являющиеся частью международных сетей (или коммуникационных групп, тесно связанных с международными сетями), и есть «чисто российские». Довелось мне в этом году быть в жюри основного российского фестиваля рекламы Red Apple. Он же — Московский международный фестиваль рекламы. Что характерно: впервые за много лет практически все основные награды («золото» и оба Гран-при) забрали именно «чисто российские» компании. Как-то все у них было свежее: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Вот для примера несколько лауреатов:
«Честным быть выгодно» от Альфа-банка, гран-при в категории «Реклама»
«Вахтовики» от колбасного завода «Черкашин и Партнеръ», золото в той же категории
«Ангелы», гран-при в категории «Социальная реклама»
Вирусные коммуникации. Российский «вирус» — вирусный маркетинг — всегда считался бессмысленным и беспомощным. А не российский, конечно же, осмысленным и беспощадным. Но в этом году было больше и осмысленности, и беспощадности и у российских аналогов. А у некоторых и аналогов нет. По крайней мере под конец года появилось несколько вирусных роликов, крайне достойных и по качеству и по количеству просмотров. А также по скорости набора этого количества. Хороший «вирус» он таков, что, если я вам его сейчас покажу, то ничего нового вы не увидите. А я все равно покажу:
«Адская белочка». Возможно, самый успешный «вирус» в истории российских маркетинговых коммуникаций, более 2,2 млн просмотров.
«Сходили на рыбалку», более 800 000 просмотров всего за 3 дня:
Вообще здесь хотелось бы видеть, конечно, не отдельные всплески, а тенденцию. Но лиха беда начало.
Социальные коммуникации. Про социальную рекламу, «социалку», у нас тоже можно сказать, используя фразу из известного скетча перестроечного шоу «Веселые ребята»: «были фильмы плохие, были фильмы мерзкие, были фильмы омерзительные, ну и были откровенно поганые фильмы». Но в последние несколько лет стало появляться даже что-то достойное, профессиональное, качественное. Многое даже по заказу тех или иных государственных органов. «Адскую белочку» и «Ангелов» мы уже упоминали. Вот еще пара примеров:
«Может только Человек». Одна из коммуникаций большой кампании (несколько лет самых различных инициатив), которая реально способствовала развитию донорства в России:
«Линия жизни»
В заключение немного пафоса: пусть в новом году российские агентства станут настоящей ракетой, которая выведет рынок на новые вершины, «вирусы» будут по-настоящему воевать не за сотни тысяч, а за миллионы просмотров, а социалка станет более стратегической. И главное — пусть назначение у этого всего будет связано с непосредственными целями коммуникаций, а не с некими скрытыми мотивами (эффектность, слава, нездоровые творческие амбиции, осваивание бюджетов и тому подобные недостойные причины).