К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Я веду блог, посвященный искусству. Как не нарушить авторские права при использовании изображений?


Полностью вопрос звучит так: "Я веду блог, посвященный современному искусству (иллюстрация, фотография). Планирую в будущем получать доход от своего блога. В связи с тем, что в моем случае необходимо использовать фотографии, меня интересует следующий вопрос: как не нарушить авторские права при использовании изображений? Могу ли я при размещении фотографии или рисунка просто указать источник и автора?"

Указания источника и автора недостаточно. Таким образом, Вы соблюдаете только личные неимущественные права автора, в частности право на имя (ст.1265 ГК РФ)

В то же время автору (или иному правообладателю) принадлежит также исключительное право на произведение, которое является имущественным. Правомочия обладателя исключительного права предусматривают, помимо прочего, право разрешать или запрещать использование его произведения (ст.1229 ГК РФ), а также право на вознаграждение (см. п.10.1 Совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и ВАС РФ N 5 / 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").

 

Использование охраняемого произведения без согласия правообладателя (к тому же безвозмездно) допускается либо в случаях, прямо установленных законом (ст. 1273-1280 ГК: в личных, научных, учебных и культурных целях, для создания карикатур и шаржей), либо в силу волеизъявления правообладателя.

Таким образом, при использовании произведений на страницах коммерческого блога необходимо получить согласие правообладателя (автора или лица, которому автор передал свое исключительное право на произведение) на такое использование. Оптимально между владельцем блога (лицом, осуществляющим использование) и правообладателем (автором, издательством или тем, кому переданы права) должен быть составлен письменный лицензионный договор. Иные формы согласия, такие как устное согласие, являются рискованными, хотя напрямую не исключены.

 

Размер компенсации за нарушение авторских прав установлен специальной нормой ст.1301 ГК, согласно которой правообладатель вправе требовать взыскания:

(а) компенсации в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда, в зависимости от обстоятельств использования (в том числе количества фото, интенсивности использования и пр.)

(б) расчетной компенсации в двукратном размере стоимости экземпляров неправомерно используемого произведения или в двукратном размере стоимости права на использование этого произведения.

 

На практике чаще применяется вариант (а), компенсация взыскивается либо за каждое отдельное нарушение прав, либо за все правонарушение в целом, исходя из обстоятельств дела, в т.ч. характера нарушения, с учетом требований разумности и справедливости. Обычным можно считать взыскание компенсации в пределах от 10 000 до 100 000 рублей.

Реально оценить гипотетический случай трудно. Можно предположить, что в случае несанкционированного использования фотографических произведений с блогера может быть взыскана компенсация в пределах 10000-50000 рублей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+