Поддержка малого бизнеса городскими властями — пиар и реальность
Продолжение. Начало см. здесь.
Мы продолжаем мучить муниципалитеты участием в конкурсе «Бизнес-Успех 2011». Напомню, мы не только ищем истории бизнес-успеха, но и стараемся подвигнуть муниципалитеты на активную работу с малым бизнесом. Наши аналитики придумали систему выведения и расчета более ста показателей развития малого и среднего предпринимательства в каждом городе и муниципальном районе. На мой взгляд, результаты получаются объективные. Итогом исследования в каждом регионе становится рейтинг муниципалитетов: мы видим лидеров в поддержке малого бизнеса, а остальные понимают, на кого надо равняться.
Программы поддержки малого бизнеса заслуживают отдельного внимания. Где-то — например, в Краснодаре или Сочи — программы поддержки буквально распухают от количества вложенных денег: в наших системах расчета изначально даже не предполагалось, что в показателях поддержки может быть столько нулей. Где-то нет программ, нет поддержки и нет желания. Некоторыми пассажами из программ и анкет муниципалитетов хотелось бы «восхититься» публично.
«Основная цель Программы: рост числа субъектов малого бизнеса Н-ского района. Общий объем финансирования по программе — 15 450 000 рублей. В результате реализации Программы в течение 3 лет количество малых предприятий увеличится на 5 единиц». То есть 3 млн рублей как раз хватает на создание одного малого предприятия…
Или вот еще: «В Н-ском районе с 21.07.2006 существует Центр содействия развитию малого предпринимательства, в котором работает 1 человек. Он всегда поможет каждому бизнесмену оформить регистрацию предприятия и сориентироваться в целом море проблем, возникающих в ходе ведения предпринимательской деятельности».
Еще пример: «В сельскохозяйственной отрасли зарегистрированы 17 000 предприятий, из них работают 12». 1 из полутора тысяч! Такой откровенности от муниципалитетов мы и сами не ожидали. Голая правда поддержки малого бизнеса.
«Доля муниципального заказа субъектам МСП составила 11%, хотя фактически 100% работ выполняется субъектами малого предпринимательства». Стоп. А остальные 89%?
«Основным видом деятельности предпринимателей остается торговля (...), прежде всего растет число малых предприятий с НЕтрадиционными видами деятельности, например торговля». Где-то торговля — это практически инновация.
А вот наше любимое. «И хотя в истекшем году показатель количества субъектов МСП практически не изменился, тот факт, что он абсолютно не уменьшился, тоже является положительным результатом действия Программы». Вот так ноль превращается в «положительный результат». Хотя рост количества субъектов МСП — главная цель этой программы, на которую в 30-тысячном городе заложено почти 4 млн рублей.
«Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства» был создан в марте 2003 года. И с тех пор активно работает: так, уже проведен первый краевой охотничий турнир предпринимателей». Тут, что называется, без комментариев.
И вот такие программы принимаются руководством субъектов… Чего же ждать от власти, которая на всех уровнях в большинстве своем лишь декларирует важную роль малого бизнеса!
Следующий пост будет о тех, кто все-таки что-то делает.