К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как повторить успех «Макдоналдс» в суде

Как повторить успех «Макдоналдс» в суде
Что нужно сделать, чтобы сократить налоговые платежи по примеру ресторанной сети

По следам новостей об очередном выигранном деле по взысканию недоимки по НДС сетью «Макдоналдс» многие наверняка захотят также сократить свои платежи по этому налогу.

С 2006 года «Макдоналдс» применяет по ряду продаваемых продуктов ставку НДС 10% вместо общепринятых для любых услуг 18%. Юристы компании умело используют нестрогое определение реализации продукции в п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ, по которому для налогообложения не имеет значения вид деятельности организации. И вот с 2008 года, когда было выиграно первое дело № А40-49715/07-20-296, лидер фастфуда доказывает правомерность такого подхода практически для любых организаций. Что надо знать?

Кто может воспользоваться

Вся интрига в деле «Макдоналдса» против ИФНС заключалась в обоснованном применении ставки НДС 10%, а не 18%, как это обычно рассчитывается в сфере услуг. Понятно, что тем, у кого нет никакого НДС, в полной мере воспользоваться прецедентом не удастся. Но это могут быть не только применяющие УСН, ЕНВД или ЕСХН организации и предприниматели, но и, к примеру, те организации и предприниматели, у которых выручка за три последних месяца составила менее 2 млн рублей без учета этого налога. В этом случае по п. 1 ст. 145 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели получают право на освобождение от уплаты НДС.

 

Право применять ставку НДС 10%

Дело в том, что согласно п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение НДС производится по ставке 10% для реализации ряда продовольственных товаров, в частности мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, рыбы, морепродуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, овощей и продуктов детского питания, а также детских игрушек. Этим и воспользовался лидер фастфуда, но можно взглянуть на вопрос шире, подыскав применение в своем бизнесе. В этой статье есть много чего еще: прочие детские товары, периодические печатные издания и книги по образованию, науке и культуре, лекарства и медицинские изделия. Столярная мастерская, к примеру, кроме изготовления мебели на заказ может также реализовывать детские кровати и книги по художественной росписи по дереву, учебники по столярному мастерству или альбомы по дизайну интерьеров. А еще каждому покупателю предлагать набор «первая помощь столяра» — йод, бинт, зеленка и пластырь для будущих умельцев.

Двойная бухгалтерия

Открыв магазин розничной или оптовой торговли при уже существующем предприятии и применяя более низкую ставку налога, его надо учитывать отдельно. В частности, придется выделять в кассовых чеках и других документах сумму налога по ставке 10%. Согласно п. 7 ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями розничной торговли и общественного питания требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Остальным придется, как и прежде, выписывать счета-фактуры. В своих кассовых чеках предприятия сети «Макдоналдс» всегда указывают два налога: налог a и налог b, подразумевая под этим разные ставки НДС. Хотите быть как они — делайте так же.

 

Вывеска магазину не нужна

И вообще ничего специального с точки зрения налогов магазину не понадобится. Суды трех инстанций (Арбитражный суд города Москвы, Девятый апелляционный арбитражный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа) неоднократно установили, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает ограничений для применения ставки НДС 10% в зависимости от отраслевой принадлежности лица, реализующего товар. Также не зависит это и от способа получения товара (приобретение товаров у третьих лиц для перепродажи или собственное производство). Налоговая инспекция, пытаясь доказать деятельность «Макдоналдса» как услуги общепита, основывалась на формулировках Устава общества, информации с его интернет-сайта, ряда внутренних документов. Судебные инстанции все равно с ними не согласились, указывая, что такой подход является формальным и не основан на положениях законодательства о налогах и сборах. Объект налогообложения НДС описан в ст. 146 Налогового кодекса РФ как «Реализация товаров работ и услуг» без какого-либо их разграничения.

К суду будь готов

Налоговые органы из принципа не будут соглашаться с таким подходом к налогообложению НДС. Все «Макдоналдсы» проверяют стабильно каждые три года и с 2006 года компании сети неизменно проходят все судебные инстанции. Поэтому из экономии на налоге придется выделить средства для оплаты труда представителя в суде, в случае выигрыша (а он, судя по эффективности образцового заведения быстрого питания, практически гарантирован) все эти расходы будут возмещены проигравшей стороной согласно ст. 110 Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Но аккуратно собирать доказательства неизбежно придется.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+