Три возможные версии обысков в УФНС по городу Москве
В среду правоохранительные органы провели обыски в УФНС по г. Москве. Скандалы в налоговых органах в последнее время не редкость. Но чтобы в столичном УФНС, да еще не просто в связи со взяткой, а с мошенничеством на миллиардные вычеты НДC — это, пожалуй, впервые. Обыски не проходят просто так, их проводят только по возбужденным уголовным делам, а значит против кого-то из чиновников начали раскручивать дело. Есть несколько версий того, каковы истинные причины такой редкой на сегодня проверки.
Борьба с коррупцией
Этой версии придерживаются сами представители ФНС, которые утверждают, что прекрасно знали о проверке и ожидали сотрудников правоохранительных органов. Поскольку процессуальные действия совершались в отношении чиновников, курирующих возмещение НДС, не имеет смысла отрицать, что подозрения вызваны именно мошенническими схемами хищения бюджетных средств. Схемы такие на удивление просты: мошенники ищут или регистрируют два юридических лица, совершают между ними мнимые сделки, существующие только на бумаге (формально это, например, поставка товара, реально же операций никаких нет). Поскольку одна фирма по подставному договору оплачивает что-либо другой, она имеет право обратиться в налоговый орган за возмещением на расчетный счет 18% от этой суммы прямо из бюджета.
Предполагается, что инспекциями руководят люди неглупые, глаз которых «наметан» на подобные схемы, грозящие убытками бюджету и проблемами в карьере. Для успешного прокручивания мошеннической комбинации нужно хорошо замотивировать начальника УФНС или его заместителя, чтобы тот без проблем возместил налог, не назначил дополнительные мероприятия по камеральной проверке и не подал сигнал в правоохранительные органы.
По словам министра финансов Алексея Кудрина, сам Минфин (а значит и подконтрольная ему ФНС) был осведомлен о подготовке операции. Знают двое, значит может знать и тот, кто должен был успеть спрятать компромат в банковскую ячейку. На настоящую борьбу с коррупцией это не очень похоже.
Связь с делом Магнитского
Несмотря на все заявления о непричастности дела Магнитского к обыскам в УФНС, верится в это с трудом. Ведь юрист фонда Hermitage заявлял о злоупотреблениях чиновников именно тех налоговых органов, в которых проходили обыски. Возможно, дело выйдет на новый виток. В практике следователей часто бывает такое, когда возбуждается уголовное дело, в его рамках происходят обыски у нужных лиц и в их ходе находятся предметы, которые следователями вроде бы и не искались, но по «счастливой случайности» нашлись. А там уже дело техники: кем, как и каким образом будет произведена выемка нужных доказательств в пользу другого дела. То есть мошеннические схемы в 27-й и 28-й инспекциях вполне могут быть только поводом, а не реальной причиной обысков.
Передел собственности
В СМИ прошла информация о возможной связи обысков с подозрениями о мошенничестве руководства конкретных предприятий: ООО «ЭС-Контрактстрой» и ОАО «Выборгская целлюлоза». Последнее, в частности, назвали небольшим комбинатом, хотя в действительности это один из крупнейших комбинатов России, производящий полный ассортимент целлюлозно-бумажных товаров, а также кормовые дрожжи и технический спирт.
Эта оговорка, возможно, не случайна и за внешней шумихой скрыт реальный интерес рейдеров к целлюлозному комбинату. Так и бывает при рейдерских захватах: почти всегда отвлекается внимание руководства предприятия от решения оперативных задач, поднимается шум в СМИ, особенно местных. Если дело будет серьезно раскручено, то участникам схемы (легальная она или нет, установит суд) грозят затяжной процесс и значительные штрафы. А менеджмент может быть привлечен к уголовной ответственности: за мошенничество и за уклонение от уплаты налогов (посредством подачи заведомо ложных документов на вычет по НДС) можно получить реальный срок.
А что еще нужно рейдерам для того, чтобы учредители и руководство промышленного предприятия поделилось своими активами? Правильно: обыски, доказательства, предъявление обвинения в мошенничестве. Чиновникам же из УФНС может и не грозить реальное наказание — пока дачу им взяток за незаконное возмещение НДС никто не доказал.