К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Экономика должна быть конкурентной


Чего не хватает России для успешного развития

Россия не будет развиваться, а о модернизации можно будет забыть, если в экономике не будет конкуренции. Это объективная сила, которая заставляет каждую компанию и каждого работника быть эффективнее, развиваться, что-то придумывать.

Цель конкурентной политики — формирование нормального делового климата в стране. Чем привлекательнее среда для ведения бизнеса, тем больше предпринимателей придет на рынок. Как этого достичь?

Для этого государство должно предпринять несколько мер.

 

1. Устранить административные барьеры.

Под барьерами я понимаю громоздкие, часто бессмысленные процедуры получения разрешений, справок, сертификатов, экспертиз. Их очень много. Многие из них мелкие, малозначимые. Но из этого складывается климат — в целом весьма неблагоприятный по сравнению с большинством других стран. Устранение барьеров — муторная, тяжелая и конфликтная работа. На федеральном уровне она уже начата, на региональном — пока нет.

 

Нужно также изменить приоритеты в работе антимонопольных органов: от борьбы с монополиями (это бесперспективно, а подчас и вредно для экономики) следует усилить борьбу с антиконкурентными действиями чиновников.

2. Не создавать новых барьеров.

Разработчик любого государственного решения в отношении бизнеса должен обосновать, какую проблему он хочет решить, вводя новый барьер, есть ли альтернативные способы ее решения, к каким последствиям может привести принятие этой нормы. Все это — основа системы оценки регулирующего воздействия, через которую должен проходить любой проект нормативного акта, затрагивающего правила ведения бизнеса в стране. Оценивать целесообразность такого предложения будет специальное подразделение в одном из министерств в сотрудничестве с участниками соответствующего рынка.

 

3. Рассказывать о пользе конкуренции.

Решения, влекущие за собой ограничение конкуренции, зачастую принимаются из-за недостатка знаний об успешных и негативных практиках регулирования рынка. Нужно разработать образовательные программы, рекламные акции, устраивать дискуссии и стимулировать диалог на тему конкурентного развития экономики. Результатом такой политики должно стать формирование положительного образа предпринимателя, создание атмосферы нетерпимости к антиконкурентному поведению чиновников. Все понимают, что коррупция — это нехорошо. Но мало кто осознает, что она наносит вред каждому человеку, причем речь не об абстрактных понятиях вроде морали или эффективности, а о том, что коррупция влечет за собой повышение уровня цен, сокращение возможности выбора.

4. Наладить диалог между государством и бизнесом.

Сегодня государство и бизнес говорят на разных языках. Предприниматель многим представляется мошенником и спекулянтом, чиновник — вором и циником. Какое тут может быть взаимное доверие? Нужно создать новые каналы взаимодействия, в том числе с помощью интернета. Общение через блоги — первый шаг на пути к построению эффективной системы коммуникации. У предпринимателя должна быть возможность задать вопрос, обсудить проблему, быстро получить внятный ответ. Чиновникам важно видеть реакцию бизнесменов на те или иные предложения, а также получать их предложения и советы по решению проблем предпринимателей.

5. Оценить предпринимательский климат в регионах.

 

Сейчас много говорится о бизнес-климате в регионах, звучит критика в адрес региональных властей. При этом объективных данных, которые позволяют сравнивать условия ведения бизнеса в разных регионах, по большому счету нет. В рейтингах, которые периодически составляются, слишком велика доля субъективизма. Необходим национальный рейтинг, который составляется на основе прозрачной методологии. Например, методологии Doing Business Всемирного банка. Такой рейтинг будет стимулировать регионы улучшать климат и давать объективную информацию для инвесторов.

29 июня в 22:08 Александр Пироженко обсудит эту тему в эфире радио «Эхо Москвы» с ведущими программы «Послезавтра» — ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым и Тоней Самсоновой.

Автор — директор Департамента развития конкуренции в Министерстве экономического развития Российской Федерации

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+