За ночные звонки неплательщикам банкам грозит приостановка деятельности
Минэкономразвития в апреле 2013-го разработало и внесло на рассмотрение поправки к законопроекту «О потребительском кредитовании» №136312-5, в которых предлагается усилить ответственность банков и коллекторских организаций за нарушение прав заемщиков. Чем это грозит финансовым организациям?
Ни для кого не секрет, что с ростом невозвратов кредитов со стороны граждан, банки стараются расширить спектр средств воздействия на нарушителей, чтобы взыскать просроченный долг. Диапазон этот весьма широк: от круглосуточных, в том числе и ночных, телефонных звонков или SMS-сообщений с требованиями немедленно погасить долг до скрытых и прямых угроз со стороны многочисленных коллекторских агентств, которым банки охотно уступают права требования к нерадивым заемщикам. Нужно помнить, что в этих случаях представители банка или агентства нарушают право на неприкосновенность частной жизни, гарантированное статьей №23 Конституции РФ.
На данный момент банки фактически не несут ответственности за свои жесткие действия по отношению к неплательщикам. Единственное, чего заемщик может добиться, это компенсация морального вреда, если только он докажет в суде, что действия финансистов нанесли ему физические и нравственные страдания. Однако, как показывает практика, размер компенсации в этих случаях обычно смехотворно мал и для организации никакой угрозы не представляет.
В случае, если поправки к законопроекту будут приняты, за нарушение правил работы с населением по просроченным кредитам, в том числе за звонки в ночные часы и выходные дни, будут введены штрафы: для рядовых сотрудников банков и коллекторских агентств в размере от 5 000 до 10 000 рублей, для руководителей банков — от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц — до 100 000 рублей. Кроме того, предполагается в административном порядке приостанавливать деятельность организаций на срок до 90 суток.
При этом нести ответственность будет тот, чьи действия нанесли вред заемщику. По умолчанию обвинение будет падать на юридическое лицо, если оно не докажет, что ответственность несет конкретный сотрудник, который нарушил правила работы с заемщиками, действующие в данном банке или коллекторском агентстве. При этом право следить за деятельностью банков и коллекторских агентств в сфере защиты прав заемщиков авторы поправок предлагают закрепить за Банком России.
Пострадавшие от действия назойливых клерков смогут обращаться с жалобой в территориальные органы Роспотребнадзора, а также в суд. Достаточным доказательством будут служить детализированные сведения от оператора связи о поступающих и принятых вызовах и SMS-сообщениях, а также запись разговора на мобильный телефон. Доказать, что звонок поступил с телефонного номера, принадлежащего тому или иному банку, можно будет также обратившись к оператору связи.