К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как можно снизить расходы предприятия на электроэнергию, если закупать ее на оптовом рынке?


Действительно, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» российский рынок электрической энергии и мощности делится на два больших сегмента: оптовый рынок и розничные рынки. При этом розничные рынки свои как минимум в каждом регионе, оптовый же рынок разделён на две большие ценовые зоны: зона Европы и Урала и зона Сибири.

Часть регионов также относится к неценовым зонам оптового рынка (Республика Коми, Архангельская, Калининградская области и Дальний Восток) и технологически изолированным территориальные электроэнергетические системы (ряд территорий Сибири и Дальнего Востока). На этих территориях торговля производится по регулируемым ценам, и на особенностях функционирования рынка в этих регионах здесь мы останавливаться не будем.

Участие в оптовом рынке требует получения особого статуса, для чего необходимо соответствовать требованиям, установленным Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172. Для потребителей основными требованиями являются:

 

–  наличие во владении энергопринимающего оборудования суммарной присоединённой мощностью не менее 20 МВ·А и в каждой группе точек поставки (грубо говоря, по каждому объекту) – не менее 750 кВ·А;

–  оснащение всех точек поставки средствами измерений (коммерческого учёта) и связи, соответствующих требованиям оптового рынка (весьма жёстким).

 

Потребитель, удовлетворяющий этим требованиям, может начать процедуру получения статуса участника оптового рынка. Помимо упомянутых выше Правил оптового рынка, эта процедура детально регламентирована Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утверждённым Некоммерческим партнёрством «Совет Рынка». С текстом этого документа можно ознакомиться на сайте НП «Совет Рынка» (www.np-sr.ru).

Каждый участник оптового рынка заключает Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка с организациями, обеспечивающими работу рынка, по типовой форме, приложениями к которой являются многочисленные регламенты рынка, также размещённые на указанном выше сайте. Заблаговременно ознакомиться с этими документами очень полезно для того, чтобы оценить сложность работы на оптовом рынке и реальную возможность организации эту работу организовать.

Последующая процедура, которую необходимо пройти, чтобы начать покупку энергии и мощности с оптового рынка, включает в себя следующие основные этапы:

 

1) Согласование и регистрация групп точек поставки.

2) Получение балансового решения об отнесении объёма покупки по зарегистрированным группам точек поставки к новому субъекту рынка.

3)  Допуск к торговой системе рынка.

Прохождение этой процедуры требует детального соблюдения и согласования всех установленных сроков, технических требований, правил документооборота и невозможно без привлечения технических, коммерческих специалистов и юристов, имеющих опыт работы на оптовом рынке.

Особо следует отметить второй этап. Балансовое решение принимается Федеральной службой по тарифам в соответствии с Приказом ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1, который предполагает, в частности, предварительную оценку региональным тарифным органом социально-экономических последствий от вывода нового субъекта на оптовый рынок. Фактически по этому основанию возможен произвольный отказ в допуске на рынок. Хотя такой отказ может быть обжалован как нарушающий антимонопольное законодательство, а, кроме того, сейчас рассматривается вопрос об исключении данной процедуры согласования, но пока что риск не попасть на оптовый рынок по прихоти региональных властей необходимо учитывать.

И наконец, главный вопрос: если все требования соблюдены, все этапы пройдены, - какие выгоды это даст потребителю? Прежде всего, надо отметить, что участие в оптовом рынке – это прежде всего ответственность, а затем уже, если безупречно организовать свою работу, можно и оптимизировать свои затраты.

 

На оптовом рынке нельзя выбрать одноставочный тариф. Необходимо чётко планировать своё потребление в почасовой разбивке, в противном случае необходимость покупки отклонений от запланированного объёма на т.н. балансирующем рынке может привести к существенным расходам. Заключение двухсторонних договоров может оказаться выгодным, но требует компетенции в области прогнозирования рынка.

Нельзя не учитывать и расходы на обеспечение выхода на рынок и содержание в штате организации специалистов, которые будут обеспечивать работу на нём. Всё это в совокупности может сделать выход на оптовый рынок не самым лучшим выбором по сравнению с покупкой энергии на розничном рынке, особенно после серьёзного изменения баланса интересов на последнем в пользу потребителя Постановлением Правительства РФ от 04.11.2011 № 877.

По этим причинам многие потребители также предпочитают не получать статус субъекта оптового рынка самостоятельно, а пользоваться услугами независимых энергосбытовых компаний, которые уже имеют и необходимый статус, и опыт и инфраструктуру для работы на оптовом рынке.

Таким образом, рекомендация может быть одна: тщательно взвесьте все «за» и «против» и просчитайте возможные выгоды и риски от выхода на оптовый рынок с привлечением специалистов, имеющих опыт работы на нём. И если решение «пробиваться на опт» всё-таки принято – не экономьте на квалифицированных специалистах, которые обеспечат коммерческое, техническое и юридическое сопровождение этого непростого процесса.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+