После того как я продал интернет-аукцион Tradera, покупатель, eBay, предложил мне контракт на два года. Я проработал один год и ушел. Они предлагали мне пакет гарантий, бонусы, сказали, что в случае отказа я не буду иметь права создавать похожий бизнес нигде, кроме России и Индонезии, — стран, где eBay не представлен. Я подписал это обязательство и ушел.
Идея поехать в Россию меня не посещала никогда. Но однажды мне позвонил Юрий Мильнер из DST. Он увидел, что я продал свою компанию, а потом ушел из eBay, и сказал: «Почему бы тебе не приехать в Россию? У меня есть проект, которым ты мог бы руководить». Это был конец 2006 года. Я приехал, встретился с ним и его партнером Григорием Фингером, познакомился с Дмитрием Гришиным, который сейчас владеет Mail.ru Group. Предложение Мильнера было очень хорошим, но я хотел пригласить несколько шведских инвесторов, которые вкладывали средства в мою прошлую компанию, чтобы это было совместным предприятием. Мильнер сказал, что не хочет никаких денег — ему был нужен только менеджмент. Я отказался.
Но эта поездка что-то во мне перевернула. Я почувствовал вкус к России: просмотрел много данных и понял, что это фантастический рынок. Здесь проникновение интернета всё ещё на уровне около 40%, и эта цифра будет расти. Для сравнения, Швеция, где я делал бизнес раньше, по населению не больше Москвы.
Я вернулся в Стокгольм с идеей создать сайт объявлений. Встречался с инвесторами, но на тот момент у них было много возможностей и уже сформированные приоритеты. И вот тогда я встретил Филипа Энгельберта. На тот момент он только что вложил деньги в инвестиционную компанию, которая незадолго до того купила всем известные Yellow Pages. Он изучил бизнес-план, поверил в него и стал партнером в моих проектах. Я уехал в Россию.
Главное в этом бизнесе — достигнуть той точки, той критической массы, когда на сайте достаточно продавцов и покупателей, чтобы каждый получал то, зачем пришел. Как этого добиться?
Будьте первыми в своей нише
Просмотрите рынок, поймите, что нужно людям, и сконцентрируйтесь на том, в чем вы можете быть лучшим. Сколько бы ты денег ни вложил в этот проект впоследствии, если на каком-то ресурсе больше людей и посетитель может там быстрее продать свою вещь, он уйдёт туда.
В Штатах есть сайт объявлений Craigslist. Он был запущен еще в 1990-х годах, и люди его обожают. На маркетинг они тратят ноль. И есть eBay, который также создал свой сайт объявлений. Это суперпродукт, у них есть все маркетинговые деньги мира, они проводят мультимиллиардные кампании... И ничего не происходит! Craigslist растет с каждым годом, а eBay идет вниз.
Это одна из причин, почему eBay активно покупает успешные компании за рубежом, какой и была Tradera, — для них это дешевле, чем создавать новый альтернативный ресурс и вкладывать огромные деньги в его раскрутку.
Инвестируйте в маркетинг
Маркетинг — очень дорогая инвестиция, особенно в самом начале. Но, как я уже сказал, раз оказавшись лидером в нише, потерять это место уже практически невозможно.
Нам очень повезло — свою первую маркетинговую кампанию мы запустили в начале 2010 года. Тогда ни у кого не было денег из-за кризиса, был не горячий сезон, так что за очень небольшие деньги мы получили очень много времени на телевидении. Такого больше никогда не случится. За 8 недель мы прыгнули с 3 до 6 миллионов уникальных посетителей.
Не гонитесь за быстрыми деньгами
Думайте о выручке, но не сходите с ума. Во время кризиса инвесторы начали неохотно давать деньги. Они согласились поддержать нашу маркетинговую кампанию, но потом мы должны были искать новых. Во время этих встреч с инвестиционными, венчурными, private equity компаниями мы открыто всем заявляли: «Мы намеренно не делаем денег: не размещаем рекламу на сайте, ничего не берем с посетителей».
Почему мы решили целый год работать в ноль? Многие сайты в России очень близоруки. Они слишком падки на то, чтобы сделать быстрые деньги. Ты заходишь на такой ресурс, а он весь, совершенно весь обклеен баннерами. Мы же поставили себе цель — создать сервис, который полюбят все. Есть простое правило: «Купите клиентов, чтобы они пришли к вам на сайт один раз — все остальные разы они вернутся сами». Мы хотели всеми силами дать понять, что сделали сайт в первую очередь для людей, чтобы они могли максимально быстро и удобно продавать и покупать вещи.
Инвесторов наша позиция не смутила. По итогам roadshow мы собрали $30 млн — огромные деньги для не имеющей еще оборотов компании не только в России, но и в Европе. Они поняли, что выручка от счастливого клиента впоследствии будет гораздо больше. И не прогадали. В конце прошлого года я делал прогноз по выручке на этот год. Уже сейчас я вижу, что мы превзойдем этот план как минимум в 10 раз. Осенью, я надеюсь, у нас будет 20 млн уникальных посетителей.
Думайте шире
При создании Avito.ru мы использовали логику ритейлеров. Вы заметили, что когда вы приходите в IKEA за какой-то одной вещью, то каждый раз выходите с огромными сумками? Всё потому, что они ловят вас в свою спиральную сеть — чтобы пройти к кассе, вам нужно пройти через весь магазин. То же самое с хлебом и молоком в супермаркетах. Они нужны всем, и — удивительно — они всегда стоят в дальней части магазина, а не прямо возле кассы, как это было бы удобнее всем!
На главной странице пользователь видит самые новые объявления без сортировки по разделам. Вы не поверите, но 70% сделок — спонтанные покупки. Семьдесят процентов! Платные сервисы для посетителей работают по той же ритейлерской логике: клиент платит за то, чтобы его объявление на какое-то время оказалось на верху страницы — «в самой проходной части магазина».
Это очень эффективно, ведь часто вещь надо продать очень срочно — например, миленького щеночка, который еще не вырос в менее ликвидную собаку. И даже короткое время на верху сайта увеличивает шансы в несколько раз благодаря огромной посещаемости: за один день у нас публикуется до 180 000 новых объявлений. В часы пик это несколько новых объявлений в секунду. В итоге даже сейчас, когда мы входим в топ-10 сайтов Рунета по посещаемости и начинаем сотрудничать с крупными медиаагентствами, более 50% доходов нам приносят сервисы, а не реклама.
Слушайте своих клиентов
За пять лет, что я прожил здесь, я понял, что сервис в России не всегда идеален. Но, что еще более удивительно — при этом в России просто обожают хороший сервис. Многие компании мало беспокоятся на тему того, что думают о них клиенты. Они работают под девизом: «Пусть говорят, что угодно. Мы заняты тем, что делаем бизнес». Но штука в том, что они забывают, кто в действительности обеспечивает их зарплаты.
Если мы видим, что в соцсети кто-то говорит, что недоволен Avito, мы сразу реагируем на ситуацию и пытаемся разобраться, в чем дело. Только так можно понять свои ошибки. И если ты промахнулся, никогда не говори: «Это не моя вина». Если же твоей ошибки не было, удели человеку время, чтобы объяснить ситуацию. Результат будет поразительным. Тот, кто ненавидел тебя больше всего, в итоге полюбит тебя сильнее чем те, кто изначально лояльны.
Будьте глупо-оптимистичными и никогда не теряйте драйв
Для меня самое важное в бизнесе — это сам процесс создания успеха. Я всегда вспоминаю тот день, когда я продал Tradera. Это было фантастическое чувство — продать то, что ты создал, одному из самых крутых покупателей в мире. Но как раз тут, на пике успеха, ты остаешься один на один с мыслью: «У меня есть деньги. У меня в руках — крутая позиция, которая обеспечит мне безбедную жизнь». И вдруг становится как-то... пусто. Пропадает драйв. Тогда ты бросаешь все, приезжаешь в Россию, не зная России, русского, не зная никого... Учишься всему по ходу. И все это с одной целью — создавать.
Когда хочешь начать свой бизнес, надо быть глупо-оптимистичным. Есть суперумные люди, которые знают все, но «переанализируют» ситуацию. Они говорят: «Да, это отличная идея!… Но что будет, если вдруг произойдет это, это или это?» И никогда не стартуют.
До недавнего времени мы предпочитали оставаться в тени. Пока другие активно заявляли о себе, мы сосредоточились на создании качественного продукта. А сейчас мы поняли, что создали свою классную историю (пользователи размещают в день около 100 000 объявлений в день на Avito.ru). И можем рассказать о ней людям.